Функции экономической конкуренции

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

. регулирующую;

. аллокационную;

. инновационную;

. адаптационную;

. распределительную;

. контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и на производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства- индивидуальными и общественными потребностями). В результате создается реальный «суверенитет потребителя» взамен все еще существующего «суверенитета производителя». Основой этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции имеет второе название - функция размещения и выражается в эффективном размещении самих факторов производства (труда, земли и капитала) в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции проявляет себя в различных новаторских технологиях, опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого экономического выживания к экспансии сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение валового национального продукта среди потребителей.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Именно вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики, при этом режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы. Через свои функции конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики. [3,11]

Вывод: через выполнение функций, конкуренция раскрывает свою сущность и обеспечивает развитие и совершенствование рыночных отношений.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Существует множество видов конкуренции. Классификация видов экономической конкуренции производится по целому ряду признаков.

. По масштабам развития выделяют следующее виды:

индивидуальная (один участник рынка стремится выбрать наилучшие для себя условия купли-продажи товаров и услуг);

местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях получения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

. Виды конкуренции по характеру развития:

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях
инфляция безработица население Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения об ...

Конкуренция в Российской Федерации
Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. Обыкновенные граждане (так называемые обыватели) с рождения знают о том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов, борьбе. Сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным соперничеством, конку ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru