В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
. регулирующую;
. аллокационную;
. инновационную;
. адаптационную;
. распределительную;
. контролирующую.
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и на производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства- индивидуальными и общественными потребностями). В результате создается реальный «суверенитет потребителя» взамен все еще существующего «суверенитета производителя». Основой этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что сумели произвести.
Аллокационная функция конкуренции имеет второе название - функция размещения и выражается в эффективном размещении самих факторов производства (труда, земли и капитала) в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции проявляет себя в различных новаторских технологиях, опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого экономического выживания к экспансии сфер хозяйственной деятельности.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение валового национального продукта среди потребителей.
Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Именно вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики, при этом режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы. Через свои функции конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики. [3,11]
Вывод: через выполнение функций, конкуренция раскрывает свою сущность и обеспечивает развитие и совершенствование рыночных отношений.
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
Существует множество видов конкуренции. Классификация видов экономической конкуренции производится по целому ряду признаков.
. По масштабам развития выделяют следующее виды:
индивидуальная (один участник рынка стремится выбрать наилучшие для себя условия купли-продажи товаров и услуг);
местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях получения большего дохода);
национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
. Виды конкуренции по характеру развития:
Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей
сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей,
которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации,
а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое
должно все время предпринимать какие-то ...
Инфраструктура рынка в развитых странах и Республике Беларусь
С
переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию,
возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы
свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую
инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям.
...