Для олигополии характерны три признака:
в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
На рынке олигополии цены меняются редко, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены обычно связано со значительными издержками.
Олигополии присущи следующие экономические явления:
Олигополистическая взаимозависимость − ситуация на рынке, при которой продавцы в своих действиях зависят не только от реакции потребителей, но и от действий своих соперников на рынке. При олигополистической взаимозависимости изменение цены (или другого параметра) одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы.
Сговор − ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию.[5] Данную ситуацию проиллюстрируем графиком.
Рис. 1.5. Модель тайного сговора
[1]
Как видно из графика, в состоянии сговора предельные издержки фирм-олигополистов равны предельному доходу, т.е. MR=МС, при этом цена товара превышает средние издержки, т.е Р>АС.
Война цен − повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли, посредством которого фирмы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов. [5]
Рис. 1.6. Модель ценовой войны
[1]
График отражает состояние ценовой войны между фирмами, цена товара в равновесном положении равняется средним издержкам, т.е. Р=АС, но экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю. Данная ситуация выгодна покупателям товаров.
Вывод: олигополия - это явление, которое выступает как нечто среднее между монополией и конкуренцией, и имеет свои характерные черты. В целом фирмы на таком рынке зависят друг от друга, и действие одной фирмы отражается на деятельности остальных участников.
ЧЕРТЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
конкуренция монополия олигополия рыночный
Инновации и их роль в экономике
Новое
знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его
важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности
для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба
научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории
по-ра ...
Кредитно-банковская система РБ
Банки
- одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их
деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны.
Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении
функционирования на ...