Конкуренция
- это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Конкуренция
- соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
На мой взгляд, эти определения полностью раскрывают понятие конкуренции.
Конкуренцию делят на виды:
1. Совершенная конкуренция, свободная
или чистая -
экономическая модель, встречающаяся только в идеализированном рынке, в этой модели не производитель, не потребитель не в силах повлиять на стоимость товара, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Признаки совершенной конкуренции:
· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
· однородность и делимость продаваемой продукции
· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
· высокая мобильность факторов производства
· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
Все признаки должны СОБЛЮДАТСЯ, при отсутствии хоть одного признака это уже будет несовершенной конкуренции
. Девид Рикардо считал, что в условии совершенной конкуренции экономическая прибыль будет уменьшаться у каждого из продавцов.
2. Несовершенная конкуренция -
экономическая модель в которой отдельные производители имеют возможность контролировать стоимость продукции, которую они производят. В современной экономике эта модель считается наиболее распространённой.
Признаки не совершенной конкуренции:
· наличие входных барьеров в отрасль;
· дифференцированность продукции
· основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
· возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек.
Виды рынков несовершенной конкуренции |
Количество производителей |
Степень дифференциации продукции |
Степень контроля над ценами |
Барьеры для входа на рынок |
Монополистическая конкуренция |
Большое количество фирм |
Разнообразная продукция |
Относительно небольшая |
Низкие |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однообразная продукция или с незначительными различиями |
Частичная |
Высокие |
Монополия |
Одна фирма |
Однообразная продукция не имеющая субститутов |
Полная |
Высокие |
Примеров рынков с несовершенной конкуренции очень много. Например рынок газировок, во главе которого стоят компании Coca Cola и Pepsi. Так же к несовершенной экономике относится рынок автомобилей (BMW, Mercedes Benz, Audi др.), рынок бытовой техники (Samsung, LG, Sony) и др.
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Виды несовершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция
(Monopolistic competition) - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Олигополия
Использование основных производственных фондов и оборотных средств
Переход экономики к рыночным отношениям предполагает улучшение
использования различных элементов производственно-экономического потенциала
страны, важным для отечественных предприятий является нормальное
функционирование процесса и обеспечение определенными средствами предприятия.
Актуальность данной проблемы с ...
Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема
курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника
рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики».
Современное
товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков
политической экономии и представителей ранней неоклассики.
Товары,
которые еще в ...