Конкурентоспособность России на мировом рынке

Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель страной конкурентоспособности.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить, как способность страны в условиях свободной добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализации которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Мировым экономическим форумом в 1986. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран на мировой арене до 1996 года готовился под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (г. Лозанна) с привлечением материалом еще 23 международных экономических институтов.

Для определения рейтинга конкурентоспособности в мировых табелях о рангах используется многофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 показатель. Они сгруппированы в 8 агрегированных факторов: 1) внутренний экономический потенциал; 2) внешние экономические связи; 3) государственное регулирование; 4) кредитно - финансовая система; 5) инфраструктура; 6) система управления; 7) научно - технический потенциал; 8) трудовые ресурсы.

В 1998 году анализ проводился по 53 странам мира, из которых больше половины относятся к промышленно развитым странам (члены ОЭСР) и остальные - к новым индустриальным странам и странам с переходной экономикой.

В течение семи лет подряд (1987 - 1993 г.г.) список наиболее конкурентоспособных стран мира возглавляла Япония. Однако в последние годы в связи с глубокими структурными изменениями в японской экономике Япония в 1994 году опустилась на третье место.

Первое место в мире по конкурентоспособности экономики в 1994 году занимали США, которым удалось вырваться вперед благодаря применению инновационных технологий во многих отраслях - от производства компьютеров до создания современных телекоммуникационных систем, жесткому контролю за стоимостью рабочей силы, а также низкому курсу доллара.

Впервые Россия была представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994 году, однако страна не ранжировалась среди других государств мира по совокупному индексу конкурентоспособности, а была представлена лишь в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям.

Список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия впервые была включена лишь в 1996 году, заняв в нем последнее - 48 место и уступив практически всем промышленно развитым государствам и новым индустриальным странам. (Табл.2.2)

В 1997 году Россия находилась на самой последней ступеньке иерархической лестницы конкурентоспособности среди исследуемых стран мира. Вместе с тем по отдельным показателям Россия заняла достаточно высокое место, в частности:

-е место - по показателю отношения длины железных дорог к стоимости ВВП, использованию мощностей телефонных линий и доле отчислений налогов в пенсионный фонд;

-е место - по количеству занятых в сфере связи и телекоммуникаций;

-е место - по устойчивости отклонения от реального обменного курса; 12-е место - по отношению валовых внутренних инвестиций к ВВП, по отношению валовых внутренних накоплений к ВВП, по общеобразовательному уровню населения; 15-е место - по количеству научно-исследовательских институтов и организаций;

-е место - по количеству ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве.

В 1998 году Россия заняла предпоследнее место в списке наиболее конкурентоспособных стран мира, опередив лишь Украину. Наиболее сильными сторонами российской экономики в плане мировой конкурентоспособности в 90-х годов оставались научно-технический потенциал, трудовые ресурсы, а наиболее слабыми - роль государства в экономике, система управления предприятиями и кредитно - финансовая сфера.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность. Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или технологического процесса, а также создание нового продукта или технологического процесса, реализуемого ...

Инфляция и безработица в современной России проблемы и методы регулирования
Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Проблема обеспечения эффективной занятости населения, укрепление ее позиций на рынке груда имеет в современных условиях ст ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru