Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса и его графическая интерпретация

Допустим, что цены увеличились на 10% и в то же время на 10% увеличились поточные доходы. На первый взгляд может показаться, что совокупный спрос совсем не изменился. Но на самом деле это не так. Увеличение цен означает, что покупательская способность имущества, которое существует в денежной форме, уменьшается; происходит, так сказать, эрозия покупательской способности накопленных финансовых активов. На эффекте богатства сделал акцент Артур Пигу, поэтому этот эффект также называют эффектом Пигу.

. Эффект процентной ставки. Уровень цен существенно влияет на величину спроса на деньги. При низком уровне цен домохозяйствам не требуется много денег на приобретение того или иного товара или услуги. Поэтому у них появляются излишки денег, которые можно вложить в банк, либо купить на них активы, которые приносят доход т.п. В любом случае, когда домохозяйства превращают свои деньги в активы, которые приносят процент, это в свою очередь приводит к снижению процентной ставки. При более низких процентных ставках фирмы увеличивают объем инвестиций, а домохозяйства покупают больше товаров длительного пользования. Следовательно: низкий уровень цен уменьшает процентные ставки, тем самым увеличивая уровень расхода на инвестиционные блага и расширяет совокупный спрос. Иначе, эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита. На эффекте процентной ставки настоял Джон Мейнард Кейнс, поэтому его также называют эффектом Кейнса.

. Эффект импортных закупок (эффект обменного курса). Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства.

. Довольно много экономистов считает, что важнейшим (и даже единственным) фактором «падающей» траектории кривой AD является эффект предложения денег. Этот эффект обозначает, что увеличение цен при прежнем номинальном количестве денег сопровождается уменьшением реального спроса на товары и услуги. [3, стр. 152-155]

Изменения в уровне цен приводят к следующим изменениям в реальном объеме национального производства: повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства, и наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняются, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называются неценовыми факторами совокупного спроса.

. Изменения в потребительских расходах домохозяйств (С)

а) уровень доходов

б) ожидание потребителей (ажиотаж)

в) количество потребителей на рынке

г) задолженность потребителей

д) налоги и субсидии потребителей

. Изменения в инвестиционных расходах (G) в том числе:

а) уровень процентных ставок

б) ожидаемые прибыли от инвестиций

в) налоги и дотации предпринимателей

г) количество предпринимателей на рынке

д) уровень технологий

е) наличие (отсутствие) запасов и избыточных мощностей

. Изменения в государственных расходах в том числе:

а) социальные и потребительские расходы

б) инвестиционные расходы

. Изменение расходов на внешнеэкономическую деятельность:

а) различие уровня жизни в разных странах

б) валютные курсы

К примеру, рост благосостояния и снижения личных налогов вызовет увеличение потребительских расходов и, как следствие, увеличение совокупного спроса. Ожидание повышения темпов инфляции приведет к таким же последствиям, потребители постараются купить товары теперь, а не после повышения цен, вызванных инфляцией.

Если у потребителей образовался высокий уровень задолженности, возникший в результате прежних закупок в кредит, то в последующий период будет наблюдаться сокращение расходов, чтобы выплатить имеющиеся долги. Следствием всего этого будет сокращение потребительских расходов.

Уменьшение процентных ставок, возможности более эффективного использования кредита, большие инвестиции и ожидание больших прибылей, внедрение новых технологий, отсутствие избыточных производственных мощностей - все эти факторы приводят к увеличению инвестиционных расходов и увеличению совокупного спроса.

Рост государственных закупок национального продукта при определенном, неизменном уровне цен ведет к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru