Концепция управления региональным развитием имеет тройственную основу. Во-первых, региональная система - это объект управления, когда государство реализует общенациональные интересы в отношении регионов. Внешнее управление определяет государственную стратегию территориального развития страны, что дает регионам необходимые ориентиры относительно господствующих тенденций, примерных количественных параметров социально-экономического развития, своего места в межрегиональном разделении труда.
Региональная политика федерального центра, которая должна строиться на балансе интересов государства и регионов, призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.
Во-вторых, региональная система - это субъект управления, когда регион, как проводник и полноправный участник государственной региональной политики, реализует собственные региональные интересы, согласованные с общегосударственной стратегией развития.
В-третьих, региональная система - это еще и субъект самоуправления, когда, помимо реализации общеэкономического, общесоциального и другого общего потенциала региона как элемента глобальной системы «государство», происходит реализация внутрирегионального потенциала.
Являясь прерогативой, в первую очередь, федерального центра, фактически региональная политика в России до недавнего времени была исключительной обязанностью региональных властей. Многие регионы, в том числе и Республика Карелия, уже приняли долгосрочные стратегии социально-экономического развития своих территорий. Благодаря усилиям регионов, за последнее десятилетие создан значительный инструментарий разработки стратегий территориального (и муниципального) развития.
Одним из основных инструментов, позволяющих государству в рыночной экономике осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система. Каждый из бюджетов бюджетной системы представляет собой финансовое выражение экономической и социальной политики соответствующего органа публичной власти и, кроме того, является важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов.
На уровне региона бюджетная система представлена консолидированным бюджетом субъекта федерации, который объединяет собственно региональный бюджет и совокупность местных бюджетов. Следует напомнить, что основой бюджетного хозяйства в федеративном государстве с местным самоуправлением является бюджетная автономия региональных и местных бюджетов. Поэтому консолидированный бюджет субъекта федерации не подлежит утверждению каким-либо нормативным правовым актом. Далее предлагается перечень основных специфических особенностей управления функционированием и развитием региона. Представляется, что данная специфика актуальная для каждого уровня тройственной концепции управления. Перечень не претендует на полноту и окончательность, но, по мнению автора, в него включены особенности управления, обусловленные наиболее характерными для региональной системы признаками и особо значимыми для ее социально-экономического развития. В числе таких признаков: признак «индивидуальности» региона, признак «неполной управляемости» региона, признак «системной коллизии» взаимодействия со средой, признак «функциональной согласованности» региона. Рассмотрим их влияние на организацию внутреннего управления, когда региональная система является субъектом управления и самоуправления.
Инфляция и способы борьбы с ней
Главная
цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности
(равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия
ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития,
адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и
внешнеэкономическ ...
Инфраструктура рынка в развитых странах и Республике Беларусь
С
переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию,
возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы
свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую
инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям.
...