Современная система управления российским регионом: структура, модели, тенденции

Концепция управления региональным развитием имеет тройственную основу. Во-первых, региональная система - это объект управления, когда государство реализует общенациональные интересы в отношении регионов. Внешнее управление определяет государственную стратегию территориального развития страны, что дает регионам необходимые ориентиры относительно господствующих тенденций, примерных количественных параметров социально-экономического развития, своего места в межрегиональном разделении труда.

Региональная политика федерального центра, которая должна строиться на балансе интересов государства и регионов, призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Во-вторых, региональная система - это субъект управления, когда регион, как проводник и полноправный участник государственной региональной политики, реализует собственные региональные интересы, согласованные с общегосударственной стратегией развития.

В-третьих, региональная система - это еще и субъект самоуправления, когда, помимо реализации общеэкономического, общесоциального и другого общего потенциала региона как элемента глобальной системы «государство», происходит реализация внутрирегионального потенциала.

Являясь прерогативой, в первую очередь, федерального центра, фактически региональная политика в России до недавнего времени была исключительной обязанностью региональных властей. Многие регионы, в том числе и Республика Карелия, уже приняли долгосрочные стратегии социально-экономического развития своих территорий. Благодаря усилиям регионов, за последнее десятилетие создан значительный инструментарий разработки стратегий территориального (и муниципального) развития.

Одним из основных инструментов, позволяющих государству в рыночной экономике осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система. Каждый из бюджетов бюджетной системы представляет собой финансовое выражение экономической и социальной политики соответствующего органа публичной власти и, кроме того, является важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов.

На уровне региона бюджетная система представлена консолидированным бюджетом субъекта федерации, который объединяет собственно региональный бюджет и совокупность местных бюджетов. Следует напомнить, что основой бюджетного хозяйства в федеративном государстве с местным самоуправлением является бюджетная автономия региональных и местных бюджетов. Поэтому консолидированный бюджет субъекта федерации не подлежит утверждению каким-либо нормативным правовым актом. Далее предлагается перечень основных специфических особенностей управления функционированием и развитием региона. Представляется, что данная специфика актуальная для каждого уровня тройственной концепции управления. Перечень не претендует на полноту и окончательность, но, по мнению автора, в него включены особенности управления, обусловленные наиболее характерными для региональной системы признаками и особо значимыми для ее социально-экономического развития. В числе таких признаков: признак «индивидуальности» региона, признак «неполной управляемости» региона, признак «системной коллизии» взаимодействия со средой, признак «функциональной согласованности» региона. Рассмотрим их влияние на организацию внутреннего управления, когда региональная система является субъектом управления и самоуправления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые ...

Лизинговый кредит и его значение для финансирования инвестиций в современных условиях хозяйствования»(на материалах Частного унитарного предприятия АСБ Лизинг)
Переход к рыночной системе хозяйственных отношений обрушил на наших, неискушенных изобилием форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий, подходов к ведению дел, уже давно канонизированных в практике западного бизнеса. В результате этого - частое непонимание, бессмысленное переиначивание или, нап ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru