Первый - разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке. В данном случае частота трансакции редкая и отсутствует специфичность активов.
Второй - повторяющийся обмен массовыми товарами. В этом случае частота трансакции возрастает. Специфичности активе по-прежнему нет.
Третий - повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы. Специфический актив создается специально под определенную трансакцию. Это значит, что следующая после наилучшей возможность использования этого актива приносит гораздо меньший доход и связана риском. Специфические активы есть такие среди всей совокупности, следующее применение которых является куда менее выгодным. При расторжении контракта на продажу неспецифического актива продавец не несет особого убытка. Но расторжение контракта на продажу специфического актива приводит к значительным для него убыткам. Поэтому в процессе переговоров по поводу заключения такого рода контрактов продавец будет требовать: либо денежной компенсации в объеме капитализации своего риска; либо юридических гарантий сохранности контракта; либо права принятия решения и возможности нести совместный риск.
И четвертый - инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные активы). Идиосинкратическим принято называть актив, который при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций, инвестиций в конкретный технологический процесс.
Что касается повторяющегося контракта на использование специфического актива, то он, согласно Уильямсону О., влечет за собой «фундаментальную трансформацию», когда вместо рыночного типа связности возникает внерыночный партнерский тип связи - коммуникативных взаимодействий, приводящих к взаимной зависимости субъектов в рыночной сети. Он считает, что более половины всех трансакций по стоимости приходится на трансакции отношениях взаимной зависимости, а по частоте 90-95 % приходится на разовые или повторяющиеся трансакции массовых товаров. Т.е. практически в экономике присутствует не просто рынок в традиционном понимании неоклассиков, а плотная сеть институциональных взаимодействий, основанных на отношениях взаимной зависимости.
Отсюда следует, что, если рассматривать рынок с позиций продолжительности трансакций, то его можно разделить условно на два сектора. Первый - это сектор относительно редких, но продолжительных трансакций взаимной зависимости. Именно они делают среду более стабильной и предсказуемой. Образно говоря, «скелет рынка» образуют именно эти продолжительные трансакции. И второй сектор, связанный с массовыми, но менее продолжительными трансакциями. Трансакции этого сектора поддерживают эффективность рынка благодаря созданию конкурентного фона экономических отношений среди субъектов.
Развитие же рынка происходит путем постоянного «перетекания» трансакций из первого сектора во второй и наоборот. Двигаясь от первого уровня (разовый обмен на анонимном рынке) к четвертому (инвестиции в идиосинкратические активы, которыми могут быть и коммуникативные связи), субъект снижает производственные затраты, экономя на масштабе, и ради компенсации риска повышает трансакционные.
Другими словами, движение в этом направлении обеспечивает снижение трансформационных издержек и при прочих равных условиях повышение трансакционных издержек, ибо риск значительных нарушений в рыночной деятельности в случае разрыва контракта многократно возрастает.
Закономерным следствием процесса эволюции на рынке является стремление к увеличению количества трансакций в первом секторе и времени их существования.
Коррупция, как системная проблема России
Тема
курсовой работы является несомненно актуальной в настоящее время. Коррупция,
как социальное явление своими корнями уходит в глубокую древность, но свое
масштабное становление она получила уже в современном обществе. Она стала
обыденностью общества в России, которая давно переросла в системную проблему.
Ур ...
Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения
стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность.
Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или
технологического процесса, а также создание нового продукта или
технологического процесса, реализуемого ...