Динамика, факторы влияние и государственное регулирование уровня и качества жизни в промышленно развитых странах (Германия, Швеция)

В России государство использует механизмы бюджетного распределения средств весьма “вяло”. С помощью консолидированного бюджета распределяется на социальные функции государства порядка 35% бюджетных средств, а с помощью федерального бюджета - не более 21% от его расходов. При этом непосредственно на социальные нужды расходуется не более 3,5% ВВП, что в 5-6 раз меньше доли, выделяемой на социальные функции в развитых странах и крайне недостаточно для России, для которой характерна высокая степень региональных и отраслевых различий. Подобная структура бюджета, по мнению отечественных ученых, характерна для государства ХIХ, а не ХХI столетия.

Примечательно и то, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран мирового сообщества, несмотря на регулярно проводимую политику критического пересмотра целесообразности тех или иных форм социальной поддержки населения и проводимую их “санацию”, растут в абсолютных размерах, а во многих странах - и в относительных. Во многом это объясняется эффектом традиции и “устойчивого привыкания” населения к определенным формам социальной поддержки. Поэтому власть редко рискует кардинально уменьшать размеры социальной помощи.

Кроме того, возникает необходимость в новых видах социальной поддержки, что связывается с необходимостью обеспечения более высокого качества рабочей силы и переходом, по сути дела, на непрерывное образование и переподготовку кадров, расширения “гибкости труда” и повышения масштабов миграционных потоков, старением населения и применением дополнительных форм и программ оздоровления, реабилитации пожилых работников и т.д.

Следует отметить, что в Российской Федерации доктрины качества жизни и человеческого потенциала еще не рассматриваются органами государственной власти с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, еще более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже его простое воспроизводство.

Выводы по главе 2. Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

Таким образом, внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. От концепции политики доходов, принятой государством, зависят реальные доходы предпринимателей, наёмных работников, учителей, деятелей культуры и здравоохранения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с ...

Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий. Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью. Малый бизнес- процесс свободного эконом ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru