Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.
Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:
) экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;
) экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;
) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырье, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы и скидки;
) экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;
) утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая вторичное производство.
Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.
В последнее время широкую известность приобрела категория трансакционных издержек, разрабатываемая представителями неоинституционализма. Это понятие в экономическую теорию ввел американский экономист Р. Коуз. К этим издержкам относят главным образом издержки обращения, т.е. расходы на реализацию товара/реклама, содержание рынков и т.д Представители этой теории считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек.
В отечественной литературе предложена классификация трансакционных издержек по отдельным группам:
) собственно трансакционные издержки предприятий на сбор и обработку информации, ведение переговоров, принятие решений и другие действия по обеспечению исполнения контракта (трансакции фирм);
) трансакционные издержки по оплате услуг посреднических организаций (посреднические издержки);
) трансакционные издержки по преодолению административных барьеров (административные издержки);
) трансакционные издержки по контролю и обеспечению юридической и другой защиты выполнения контрактов (издержки инфорсмента), и определено их влияние на формирование издержек управления и повышение эффективности деятельности предприятий.
Широко используемые термины «издержки обращения», «трансакционные издержки», «торговые издержки» применяются в экономической литературе для описания издержек, возникающих по поводу совершения сделок купли-продажи, но не всего процесса обращения в целом. Издержки сферы обращения товаров - это затраты, связанные со сбытом и приобретением товаров, которые несет не только производитель, но и все участники сферы обращения. Издержки сферы обращения составляют в наши дни значительную часть цены товаров и постоянно растут.
Выше рассматривался вопрос о различиях понятий издержек, расходов, затрат и себестоимости. Здесь отметим, что себестоимость продукции складывается из разнообразных по своему экономическому назначению затрат. Их также необходимо классифицировать. Все затраты классифицируются по признакам, приведенным в табл. 1.1 (приложение 1).
Итак, издержки предприятия можно классифицировать по различным направлениям (в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации). Классификация издержек способствует решению задач по их снижению и, соответственно, повышению эффективности производства.
Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш
мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия.
Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем.
И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой
бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...
Лизинговый кредит и его значение для финансирования инвестиций в современных условиях хозяйствования»(на материалах Частного унитарного предприятия АСБ Лизинг)
Переход
к рыночной системе хозяйственных отношений обрушил на наших, неискушенных
изобилием форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий,
подходов к ведению дел, уже давно канонизированных в практике западного
бизнеса. В результате этого - частое непонимание, бессмысленное переиначивание
или, нап ...