Денежное обращение, денежное хозяйство и тем более денежно-кредитную систему следует представлять не только как совокупность правил, норм и принципов специфических отношений и функций. С позиций институционального анализа денежно-кредитная система всегда представляет как совокупность специальных организаций и учреждений, которые организуют движение денег и ссудного капитала, т. е. как национальная банковская система [4, c.416].
Банковские системы развитых стран с рыночной экономикой имеют как общие черты, связанные с общим направлением развития экономики, так и специфические, вызванные особенностями эволюции национальных экономик и национальных денежных рынков.
Общие признаки построения банковских систем:
двухуровневый характер банковских систем развитых стран: первый уровень представлен центральным банком или аналогичным органом (органами) регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй уровень - кредитные и финансовые учреждения, непосредственно удовлетворяющие потребности экономических субъектов в банковском обслуживании (финансовые посредники);
система надзора за деятельностью коммерческих банков.
Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центральных банков в этих структурах:
страны, в которых надзор осуществляет центральный банк;
страны, в которых надзор осуществляют другие органы, которым государство делегировало эти полномочия;
страны, в которых надзор осуществляют центральный банк совместно с другими органами государственного управления;
формы и методы регулирования банковской деятельности и денежно-кредитной сферы в целом: лицензирование, нормы пруденциального надзора за деятельностью банковских учреждений, операции центральных банков на денежном рынке, унификация форм расчетов.
Банковская система США - крупнейшая в мире, она располагает почти 90 000 банковских отделений и 371 000 банкоматов. На 30 сентября 2004 г. активы банков США составляли 9,88 триллионов долл. США, 5,98 триллионов долл. США было выдано в виду кредитов. Банковская деятельность в США более разнообразна, чем в большинстве стран Запада. На рынок США продолжают проникать и расширяться на нем крупные иностранные банки.
Как правило, в каждой стране выделяется один центральный банк (Англия, ФРГ, Франция, Россия). В США центральный банк представлен 12 относительно самостоятельными региональными федеральными банками, возглавляемыми Советом управляющих Федеральной резервной системы. Центральным банком европространства является Европейский центральный банк, которому национальные банки стран-членов ЕС передали по договору часть своих полномочий.
Насчитывается также около 4 т коммерческих банков - участников Федеральной резервной системы. При этом 3 крупнейших резервных банка (Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско) концентрируют свыше 50% активов ФРС. В отличие от других стран члены правительства США не входят в состав Совета управляющих ФРС Члены Совета управляющих назначаются Президентом на 14-летний срок. Назначение на второй срок исключено. Руководство ФРС может отказать в проведении внешней ревизии, финансируется за счет собственных доходов. Законы о структуре ФРС разрабатывает Конгресс США.
На сегодняшний день обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:
осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;
Инфляция и уровень жизни населения в условиях формирования рыночной экономики
Формирование
рыночной экономики вызывает ряд объективных противоречий, обусловленных
особенностями трансформации экономической системы, что сопровождается
динамизмом процессов инфляции и падением уровня жизни населения. В этой связи
одним из приоритетных направлений является исследование вопросов их взаимосвязи
...
Комплексная характеристика направлений социально-экономического развития Республики Дагестан
Актуальность
выпускной работы. Современные российские
экономические преобразования проходят сложные трансформационные изменения,
целью которых является построение конкурентоспособной национальной экономики,
выявление позитивных и негативных тенденций экономической и социальной
эффективности трансформирующих меро ...