Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разнообразных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
сокращение инфляционного потенциала;
предсказуемость динамики инфляции;
снижение темпов инфляции;
стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок.
Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:
а) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
б) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
Комплексная характеристика направлений социально-экономического развития Республики Дагестан
Актуальность
выпускной работы. Современные российские
экономические преобразования проходят сложные трансформационные изменения,
целью которых является построение конкурентоспособной национальной экономики,
выявление позитивных и негативных тенденций экономической и социальной
эффективности трансформирующих меро ...
Инновационная деятельность и экономическое развитие государства
рост
В современном мире формируется новая система ценностей. Мировое
развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при
этом является инновационный характер капитала, который базируется на научных
достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Одной
из главных ...