Для оценки и измерения инфляции (и, соответственно, управления ею) используются различные индексы цен, которые определяются, как правило, в процентах. Индекс потребительских цен - это показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике; измеряет соотношение стоимости фиксированного набора («корзины») продуктовых и непродуктовых товаров и платных услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде:
, (1.1)
где ИПЦt - индекс потребительских цен, %;- цена «рыночной корзины» в исследуемом отрезке времени;- цена «рыночной корзины» в базовом отрезке времени.
В последнее время статистические организации ряда зарубежных стран рассчитывают базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), который начал использоваться и в России, с учетом особенностей страны. БИПЦ, являясь одним из составляющих индекса потребительских цен, исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера. То есть БИПЦ определяет динамику цен, не подверженную воздействию шоков предложения и спроса, сезонных факторов и административному воздействию органов власти на ценообразование, не включает в себя отдельные составляющие ИПЦ, подверженные существенным колебаниям, не связанным с общим уровнем инфляции. Принципиальным условием расчета БИПЦ является формирование постоянного перечня товаров и услуг, влияние изменения цен на которые ежемесячно исключается из официального индекса потребительских цен.
Для промышленного производства рассчитывается индекс цен производителей промышленной продукции (товаров) с учетом ее структуры - Ипр:
, (1.2)
где Прt - совокупная цена промышленной продукции исследуемого периода в текущих ценах;
Пр0 - совокупная цена промышленной продукции в базовых ценах.
Аналогично рассчитываются индексы цен производителей: сельскохозяйственной продукции; добычи полезных ископаемых; обрабатывающих производств; производства и распределения электроэнергии, газа и воды; индексы цен строительной продукции; индексы тарифов на грузовые перевозки; индексы цен на рынке жилья; индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров, зерно и др.
Названные индексы являются локальными показателями инфляции. Целесообразно формирование еще одного локального индекса инфляции, характеризующего уровень цен продукции предприятий-монополистов и немонетарную составляющую инфляции (особенно актуально для экономики России) как индекса цен продукции предприятий-монополистов (ИПмt), который можно формализовать:
, (1.3)
где Пмt - совокупная цена продукции и услуг предприятий-монополистов периода в текущих (или прогнозных) ценах;
Ипотечное кредитование
Эта
тема актуальна, так как понятие "ипотеки" достаточно новое и для
большинства остаётся неопределённым. Развитие системы ипотечного кредитования
не только решает одновременно массу проблем - как социальных, так и
экономических, но и рассматривается как важный инструмент воздействия на
экономическую с ...
Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения
стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность.
Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или
технологического процесса, а также создание нового продукта или
технологического процесса, реализуемого ...