Роль интеллектуального капитала в деятельности предприятия

Интеллектуальный капитал предприятия создается человеческим персоналом, человеком, который способен информацию превращать в знание. Часть знаний человек своим решением переводит в ранг формализованных и, таким образом, превращает их в корпоративный капитал, а часть оставляет себе в виде "ноу-хау". Практически все составляющие интеллектуального капитала могут функционировать только во взаимосвязи с человеком, так как непосредственные или опосредствованные их носители приводятся в действие знаниями и умениями человека. Поэтому отсутствие, или ненадлежащее инвестирование в развитие человеческих ресурсов, недооценка работников, их необоснованное увольнение приводит к обесцениванию интеллектуального капитала предприятия.

Понятие интеллектуального капитала шире, чем понятие интеллектуальной собственности или нематериальных активов. Оно употребляется для обозначения тех активов, которые являются знаниями и компетенцией персонала, и не могут быть отделены от предприятия, но доступны предприятию и применяются им для получения экономических выгод.

Например, человеческий капитал, воплощенный в работников в виде опыта и знаний, способностей, а также в общей культуре, философии фирмы - определяет успешность любого предприятия и влияет на формирование рыночной стоимости предприятия. Клиентский (потребительский) капитал (в том числе деловая репутация и связи с потребителями) характеризуется такими качествами, как степень проникновения, распространения, постоянность, уверенность в том, что потребители и дальше будут отдавать преимущество данному предприятию . Большинство из этих ценностей (репутация, знания персонала, и т.д.), фактически не принадлежат предприятию, однако эксплуатируются им. Таким образом, интеллектуальные ценности выступают как заемный капитал, который позволяет предприятию увеличивать рентабельность собственных активов . При этом настоящими владельцами являются другие субъекты: персонал, компании - контрагенты, общество. То есть в рассматриваемом смысле интеллектуальные ресурсы проявляют свойства полноценного капитала .

Интеллектуальный капитал как фактор производства имеет производительность. Он используется для производства нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса. То есть интеллектуальный капитал на уровне предприятия - это определенный вид ресурсов, который, с одной стороны, подобен другим видам экономических ресурсов, а, с другой стороны, отличается своей уникальностью.

Таким образом, рассматривая интеллектуальный капитал как сумму корпоративного и индивидуального капиталов, мы тем самым показываем, что наш подход согласуется с общим пониманием сущности инновационного развития экономики. Формируя и оценивая интеллектуальный капитал, взявши за основу систему «информация - знания», для условий построения инновационной экономики следует обязательно учитывать и степень социализации в коллективе и обществе.

Выводы:

система «информация - знания» является основной экономической составляющей интеллектуального капитала;

в условиях формирования экономики знаний следует учитывать степень социализации общества;

структуру интеллектуального капитала можно рассматривать как сумму индивидуального и социального (корпоративного) капиталов;

Роль интеллектуального капитала предприятия чрезвычайно важна в современных условиях рынка и заключается во влиянии элементов интеллектуального капитала на экономические результаты и формировании различных экономичных ценностей предприятия. Среди таких ценностей следует выделить: увеличение рыночной стоимости предприятия; повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия; рост производительности предприятия; развитие инновационного потенциала; расширение и усовершенствование конкурентных преимуществ предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Немного больше об экономике сегодня

Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономическ ...

Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно различают: - по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию продовольствия для дост ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru