Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
Стоит отметить, что новизна может быть: относительной, абсолютной и частной.
Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству. Относительная новизна - это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии. Частная новизна подразумевает обновление элемента изделия (процесса) или его модификацию.
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, - становится инновацией. Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве товара на рынке.
Период времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре последовательных взаимосвязанных этапа: фундаментальные научные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство и коммерциализация новшеств. Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена в Приложении А.
Таким образом, инновационная деятельность организации представляется в виде инновационного процесса, объединяющего процесс создания новшества и его реализацию. Стадии инновационного процесса можно представить на Рисунок 1.1.
Рисунок 1.1 - Стадии инновационного процесса
Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и, поэтому, необходимо уже на первой стадии тщательно продумывать осуществление всех последующих.
Таблица 1.1 - Факторы и их влияние на инновационную деятельность
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
1 |
2 |
3 |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. |
Политические, правовые |
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. |
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально-психологические, культурные |
Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. |
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Организационно-управленческие . |
Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. . |
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |
Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение
продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие
от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно
различают:
- по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию
продовольствия для дост ...
Инновационная политика Российской Федерации
Целью написания курсовой работы является изучение
основных направлений инновационной политики России на современном этапе.
Достижение поставленной цели требует решения
следующих основных задач:
· раскрыть сущность
взаимосвязи инноваций и экономического роста;
· изложить
формиров ...