Состояние конкуренции в России

Российское правительство, начиная с первых дней существования нового рыночного уклада экономики, предпринимало немалые усилия для борьбы с монополизмом.

Антимонопольные меры пересматривались и дополнялись неоднократно, был принят Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который вступил в силу 26 октября 2006 года и пришел на смену Закону от 1991г.

Закон снизил границу, необходимую для признания субъекта доминирующим с 65% до 50% доли рынка и установил его нижнюю границу - 35%. Исключение сделано для ситуаций, когда положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов одновременно соответствует следующим признакам:

совокупная доля превышает определенный размер: пятьдесят процентов (для 3-х субъектов) или 70% (для совокупной доли 5-ти хозяйствующих субъектов).

относительные размеры долей хозяйствующих субъектов достаточно стабильны или если доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар является незаменимым, или если увеличение цены на данный товар не снизит спрос на него.

Закон устанавливает запреты, наложение которых не требует предварительного доказывания их негативного влияния на конкуренцию, которые распространяются на:

установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара;

изъятие товара из обращения, если в результате повысились цены;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Был детализирован запрет на соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. При этом закон допускает заключение открытых и законных договоров коммерческой концессии, называя их «вертикальными соглашениями», при условии, что рыночная доля каждой из сторон такого соглашения не превышает 20%.

Регулированием соблюдения антимонопольного законодательства занимается Федеральная Антимонопольная служба (ФАС). [6]

В 2012 году вступили в силу несколько законов, объединенные в так называемый Третий антимонопольный пакет. Эти законы существенным образом изменили ситуацию, связанную с противодействием такому негативному экономическому явлению, как антиконкурентные сговоры. Благодаря данному пакету в российском законодательстве появилось полноценное понятие «картель», т.е. явление сговора. Кроме этого, особую важность получило понятие «адвокатирование конкуренции» - деятельность по разъяснению представителям власти, бизнесу, населению вопросов, например, о пользе справедливой конкуренции, свободных рыночных отношений. [8]

Однако, в оценках конкурентной политики государства видна доля скептицизма как чиновников, так и видных экспертов.

Программа развития конкуренции потерпела «полное фиаско», признал руководитель ФАС Игорь Артемьев на ежегодном докладе о состоянии конкуренции.

Правительство утвердило программу в 2009 г., она рассчитана до 2015 г Согласно целям и задачам этой программы, необходимо снижать административные барьеры, бороться с инфраструктурными ограничениями, развивать малый и средний бизнес и принимать специальные меры для отраслей.

Есть некоторые улучшения в отдельных отраслях. Об усилении конкуренции в отдельных секторах говорят и бизнесмены, ссылается ФАС на данные опросов Росстата. Наиболее сильные изменения - на рынке кокса и нефтепродуктов: 27% опрошенных отметили, что конкурентная среда улучшилась. Малый бизнес ощутил улучшения на рынке продуктов питания (35% респондентов). Снизились тарифы на подключение к электросетям, упростились процедуры международной торговли и регистрации прав собственности, пишет ФАС. Однако общий уровень конкуренции невысок, признает служба.

Документ недостаточно репрезентативный, критиковала доклад на заседании «открытого правительства» профессор РЭШ Наталья Волчкова, соответственно, и предлагаемые меры выглядят «зыбкими». Раскритиковали его и на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, замечания были у всех ведомств и представителей бизнеса.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Инновационная деятельность и экономическое развитие государства
рост В современном мире формируется новая система ценностей. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, который базируется на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Одной из главных ...

Инфляция сущность, причины и социально-экономические последствия
На протяжении XX века инфляция стала нормой, обязательным атрибутом функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор. Инфляцию следует считать ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru