Самая надежная оценка - места России в рейтингах, говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов: 66-е место из 142 в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума и 120-е из 183 в Doing business. Дело не в том, есть ли конкуренция или нет, а достигаются ли главные цели - сдерживание цен и создание спроса на инновации, замечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Противостояние монополизму остается стратегической задачей государства, подтвердил премьер-министр Медведев. Однако справиться с ней правительство пока не может, признал он: в рейтинге качества антимонопольного законодательства Россия на 29-м месте. [9]
До сих пор не удается создать мощных коррупционных противовесов бюрократически-коррупционному давлению, криминально-монопольному диктату, уголовным методам решения спорных вопросов в конкурирующих видах бизнеса. Развитие антимонопольного законодательства позволяет регулировать отдельные проявления монопольных злоупотреблений на товарных рынках, пресекать необоснованные завышения цен и тарифов, но оно не в силах противодействовать мощным монополиям, в особенности тогда, когда они пользуются скрытой (неявной) политической поддержкой тех или иных лиц и групп в различных ветвях власти, в особенности в силовых структурах, судопроизводстве. Несмотря на повышение статуса Федеральной монопольной службы России, укрепление ее авторитета, ряд полномочий и функций остаются вне сферы ее компетенций и реальных возможностей противодействия монопольным отношениям. Действующие методы антимонопольных расследований и характер санкций пока еще не несут серьезных угроз для бизнеса, склонного к монопольным злоупотреблениям. [4]
Вывод: антимонопольная политика в нашей стране, к сожалению, до сих пор не приняла того значения, не заняла то место в государственном регулировании и управлении, которое ей подобает. Ведь именно антимонопольной политике должна всецело принадлежать роль защиты устоев рыночной экономики, интересов общества, а также прав потребителей. Поэтому совершенствование антимонопольного законодательства остается одной из основных задач нашего государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Роль экономической конкуренции в современной экономике становится все более значительной и обширной, и она является важнейшим инструментом регулирования рыночных процессов. Посредством выполнения присущих ей функций конкуренция обеспечивает развитие и совершенствование рынка и рыночной экономики.
Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц и производит жесткий отбор среди них. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.
В сущности, именно конкуренция является двигателем современного производства, способствует внедрению новых технологий, и тем самым влияет на жизнь общества в целом. Не затрагивая естественные монополии и находящиеся под полным государственным контролем производства, конкуренция стала неотъемлемой частью современной рыночной системы.
Определяющую роль в развитии конкурентных отношений играет антимонопольное законодательство, это инструмент власти, способный изменять пропорции в различных секторах народного хозяйства. При взвешенном подходе, он может стать решающим фактором оздоровления конкурентной среды в нашей экономике.
Качество и уровень жизни. Социальная политика государства
Актуальность
выбранной темы обуславливается необходимостью проанализировать текущее
положение сферы социальной защиты, а также её уровень развития и адекватность
чаяниям россиян. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов
пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят ...
История экономических учений
Исторические
условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса
...