Типы рыночных структур

Существует 4 основных типа рыночных структур: 1) чистая (совершенная) конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Подробнее рассмотрим каждый из них.

Совершенная конкуренция - характеризуется множеством самостоятельных фирм занимающих не значительной долю в отраслевом производстве и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т.п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода. [4. том 2, глава 9]

Монополистическая конкуренция - характеризуется значительным числом фирм (от 20 до 70) и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы. Информация ассиметрична, незначительный контроль над ценами. [10, С. 483]

Олигополии соответствует небольшое число фирм (от 2 до 10), множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры труднопреодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии. Информация ограничена.

Чистая монополия характеризуется одной единственной фирмой и множеством покупателей, уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Таблица 1.1. Типы рыночных структур

Типы рыночных структур

Количество фирм

Характер продукции

Существование рыночных барьеров

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Очень большое

Стандартная

Отсутствуют

Полная доступность

Монополистическая конкуренция

Большое

Дифференцированная

Низкие

Некоторые ограничения

Олигополия

Небольшое

Стандартная

Высокие

Существенные ограничения

Монополия

Одна

Уникальная

Непреодолимые

Недоступна

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Кризис в России 1998 года, его причины и последствия
Явление как кризис, одно из самых губительных для экономики государства, способное вывести из строя весь государственный аппарат, поэтому всегда стоить помнить о подобном опыте прошлого, чтобы избежать его. Период после распада Советского Союза является для нашей страны одним из самых тяжелых в современной ис ...

Информационная безопасность в экономике
Информационная безопасность предприятия - это компонент системы управления в современных условиях экономики. Может быть определена как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с защитой информации предприятия. Целью исследования является анализ защиты информации в ОО ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru