Типы рыночных структур

Существует 4 основных типа рыночных структур: 1) чистая (совершенная) конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Подробнее рассмотрим каждый из них.

Совершенная конкуренция - характеризуется множеством самостоятельных фирм занимающих не значительной долю в отраслевом производстве и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т.п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода. [4. том 2, глава 9]

Монополистическая конкуренция - характеризуется значительным числом фирм (от 20 до 70) и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы. Информация ассиметрична, незначительный контроль над ценами. [10, С. 483]

Олигополии соответствует небольшое число фирм (от 2 до 10), множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры труднопреодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии. Информация ограничена.

Чистая монополия характеризуется одной единственной фирмой и множеством покупателей, уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Таблица 1.1. Типы рыночных структур

Типы рыночных структур

Количество фирм

Характер продукции

Существование рыночных барьеров

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Очень большое

Стандартная

Отсутствуют

Полная доступность

Монополистическая конкуренция

Большое

Дифференцированная

Низкие

Некоторые ограничения

Олигополия

Небольшое

Стандартная

Высокие

Существенные ограничения

Монополия

Одна

Уникальная

Непреодолимые

Недоступна

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Вагонное ремонтное депо Батайск - обособленное структурное подразделение Ростовского филиала ОАО «ВРК-1». Создано 30 матра 2011 г. Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, международными ...

Инфляция и способы борьбы с ней
Главная цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическ ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru