Влияющие факторы, виды и формы конкуренции

Рассматривая конкуренцию, мы не должны забывать о том, что любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

. при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

. при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции, необходимо показать и ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

1. Функциональная конкуренция - это конкуренция между производителями товаров, которые могут удовлетворить потребности различными способами (к таким товарам относятся, например, товары для спорта, туризма и отдыха);

. Видовая конкуренция - это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам. (Пример: легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями);

3. Предметная конкуренция - возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству. (Пример: телевизоры разных марок);

. Ценовая конкуренция - это конкуренция, основанная главным образом на снижении цены товара; может быть прямой (с широким оповещением снижении цены) и скрытой (на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены).

. Скрытая ценовая конкуренция - конкуренция, при которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента

б) снижение цены потребления товара.

6. Незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

Также конкуренция имеет три формы:

) функциональная форма - возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

) видовая (личностная)форма - т. е. та, товары которой, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

) предметная - это результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

1. на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2. на основе критерия повышения качества сервиса товара;

. на основе снижения цены (ценовая);

. на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

. на основе повышения качества управления;

. на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция (пример на рис.1.1). Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Инновационный механизм в совершенствовании производства
Современный этап в развитии российской экономике характеризуется интеграцией в мировую инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации предприятий в течение последних лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, мощности которых сравнимы с мощностями ведущих мировых держав. Активное приобретение ...

Концепция человеческого капитала и инвестиции в человеческий капитал
Развитие информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день представляет одну из составляющих производственных активов предприятия. Он п ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru