Пути обеспечения конкурентоспособности экономики Украины

Третье направление определяется такими факторами, как инфраструктура и информация. Эта проблема является актуальной, поскольку географическое положение Украины делает транспортные услуги одним из направлений международной специализации в торговле услугами. На сегодня уровень развития этих двух факторов в нашей стране недостаточно. Экспортеры низкий уровень и осведомленности о ситуации на международных рынках. В результате очень часто это приводит к неоправданному занижению цен и проведения демпинговых торговых операций на мировом рынке, что ведет к ответной реакции со стороны других государств и создает для наших экспортеров имидж "нечестных конкурентов". Неэффективна, также, система межведомственной статистики Украины, данные которой довольно часто дают лишь общее представление об определенных процессах и не позволяют сделать достоверные выводы. Вместе с тем создание инфраструктуры и обеспечение свободного и эффективного доступа к необходимой, с точки зрения деятельности отечественных предприятий на мировых рынках, информации всегда было задачей государства.

Если учитывать существующую совокупность внутренних и внешних факторов, можно утверждать, что для Украины актуальна проблема обеспечения прежде факторной конкурентоспособности. Такой подход означает мониторинг изменений позиции страны на международных рынках в зависимости от уровня развития национальной экономики, характеризуется реальным использованием факторов экономического роста.

Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что наличие факторов производства является важным, но недостаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужны определенный спрос на продукцию, в частности, требовательные потребители, конкурентоспособные поставщики и смежники, добросовестное ведение конкуренции, соответствующая стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, практическое отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливость украинских потребителей не позволяют создать надлежащие условия для роста конкурентоспособности отечественной продукции. Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она низкого качества на внутреннем. Иными словами, конкуренция на внешнем рынке является ее продолжением на внутреннем. Страны, на сегодня являются лидерами на мировом рынке, в ретроспективе всегда отталкивались от внутреннего спроса: их экспансия шла через его насыщения.

Оценка потенциальных возможностей отдельных отраслей экономики Украины относительно повышения конкурентоспособности позволяет определить опорные отрасли производства, которые должны взять на себя ведущую роль в развитии экономики, а затем и занять основные места в ее структуре. Для Украины - это прежде всего перерабатывающие отрасли материаловиробляючого комплекса (металлургическая, химическая, строительных материалов), наукоемкие и высокотехнологичные отрасли машиностроения и оборонной техники, а также легкой и пищевой промышленности. Многие предприятия этих отраслей уже зарекомендовали себя конкурентоспособными субъектами внешнего рынка, но их позиции там пока недостаточно устойчивы из-за внутренних проблем и колебания конъюнктуры на мировом рынке. Усиление конкурентных позиций в опорных отраслях перерабатывающей промышленности может быть достигнуто только при существенного увеличения инвестиционных возможностей и накопления инновационного потенциала.

Общеизвестно, что Украина имеет большой экспортный потенциал. Кроме того, Украина имеет конкурентоспособные технологии в аэрокосмической отрасли, ракето- и судостроении, производстве новых материалов, биотехнологии, регулировании химических, биохимических и биофизических процессов. Большой потенциал имеют также агропромышленный и энергетический комплексы Украины. Несмотря на значительные потери ресурсов, научно-технологического и кадрового потенциала и времени, Украина еще имеет перспективы в достижении международной конкурентоспособности национальной экономики при условии и реализации собственной стратегии. Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточивать усилия прежде всего на тех направлениях, где роль государства незаменима, - на развитии общей инфраструктуры, образования, науки, создании цивилизованного нормативно-правового поля конкуренции. Общий эффект от этого для страны в целом будет больше, чем для отдельного предприятия или продуцента.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Калькуляция себестоимости продукции
Понятие калькулирование из-за его многогранности, вызывает большой интерес ученых и практиков. Отношение к калькулированию как к совокупности приемов аналитического учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции, с одной стороны, как к составной части производственного учета с другой, - свидете ...

Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономическ ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru