Социальная сфера: состояние, динамика процессов, тенденции

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности.

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад.

Северо-Кавказский регион занимает первое место по безработице. Если в эти годы в Российской Федерации из одной тысячи трудоспособного мужского населения не работало и не училось 60 человек, то в Кабардино-Балкарии - 80, в Северной Осетии - 90, в Дагестане - 100 человек. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в Дагестане составляет около одной трети населения.

В Конституции Республики Дагестан подчеркивается, что Республики Дагестан является социальным государством (ст. 12). Это предопределяет в качестве конечного и главного его назначения служение человеку и его правам. Государство обязано обеспечить каждому человеку достойный уровень жизни (ст.25 Всеобщей декларации прав человека).

Именно для этого социальное государство призвано регулировать отношения труда и капитала, корректировать неблагоприятные экономические процессы, заниматься охраной труда и здоровья людей, поддерживать культурный и интеллектуальный потенциал общества, устанавливать минимально достаточный размер заработной платы, осуществлять иные меры социальной защиты населения.

В Дагестане, существует ряд нерешенных проблем, в частности: отсутствие юридического механизма реализации многих конституционных прав граждан; недостаточно регламентированы корреспондируемые обязанности должностных лиц и руководителей негосударственных организаций, а те, что закреплены, фактически не исполняются либо ввиду незнания, либо из-за пренебрежительного отношения к ним; крайне низкий уровень правовой культуры правоприменителей, и в первую очередь судей, и другие.

Сложной проблемой является реализация социальных прав граждан. Жалобы граждан о защите конституционных прав в социальной сфере составляет 40%. Это вызвано, прежде всего, отсутствием стабильности, нерешенностью многих социальных проблем, сохранившимся разрывом между провозглашенными конституционными принципами и реальной действительностью. В последние годы наметилась тенденция роста основных показателей социального и экономического развития республики: повышаются реальные доходы населения, сокращается число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снижается уровень безработицы, без задержки обеспечивается выплата зарплаты работникам бюджетной сферы и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

История возникновения и развития регламентации и нормирования труда
труд нормирование выработка Нормирование труда - это часть организации труда на предприятии. Под нормированием труда понимают процесс установления научно-обоснованных норм затрат труда на выполнение работ. Научно-обоснованные нормы предполагают учет технических и технологических возможностей производства, учет ос ...

Карл Маркс как институционалист
Хотя институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то время классической школе. Таким научным течением была историческая школа и маркси ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru