Социальная сфера: состояние, динамика процессов, тенденции

За короткий отрезок времени Россия и в ее составе Дагестан осуществили глобальный прорыв из авторитарного, административно-командного прошлого: произошел отказ от системы, сковывавшей политическую и духовную свободу, хозяйственную инициативу и предприимчивость граждан. Была ликвидирована жестко централизованная, оторвавшая производство от нужд общества и потребностей людей структура управления; исчезла государственная заорганизованность жизни с ее мелочно-бюрократическим контролем за гражданами и нетерпимостью к инакомыслию; начато формирование политической и экономической систем, отвечающих критериям современной цивилизации и исторически доказавших свою прогрессивность. В этих условиях права и свободы человека, получив утвердительную конституционную базу, начали обретать реальные очертания.

Между тем сложные процессы общественных преобразований при всей их демократической направленности и гуманистической ориентации применительно к правам и свободам человека и гражданина обусловили не только успешные, но и противоположные результаты, обнажили старые и выявили новые болезни российского общества. Раньше важнейшие права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, объединение, собственность, свободу слова, совести и другие открыто или закамуфлировано попирались тоталитарной системой. Теперь же, казалось бы, с уже достигнутым формальным раскрепощением людей, свойственным правовому государству, при очевидных достижениях в реализации гражданами многих политических, личных и других прав и свобод, появились не спрогнозированные издержки, злоупотребления со стороны Республики Дагестан и других субъектов Российской Федерации. В Дагестане, в котором проживают 1,4% населения России, сосредоточено лишь 0,6% ее производственного потенциала. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, что, в свою очередь, приводит к хроническому отставанию развития экономики и социальной сферы.

К сожалению, в Дагестане отсутствуют необходимые условия работы для большинства граждан. Дагестан по всем основным социально-экономическим показателям отстает в своем развитии от республик, краев и областей Северного Кавказа, соревнуясь лишь с Чеченской Республикой за 71-73 места. Сложившуюся социально-экономическую ситуацию в республике можно оценить как критическую. Допустимые в мировой практике показатели, за пределами значений которых начинаются процессы тотального разрушения социально-экономических и политических, этнических основ общества, превосходят в несколько раз.

В последнее десятилетие органам власти республики практически не удалось улучшить социально-политическое положение населения республики. Как и в прошлые годы, до сих пор бюджет республики является дотационным. В условиях экономической стагнации, естественно, невозможно функционирование демократических институтов, создание условий для нормальной реализации личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан. Это подтверждается на примере Дагестана. Экономическая отсталость, напряженная политическая ситуация крайне отрицательно влияют на социальное положение республики.

Необходимым условием формирования социального государства является наличие развитого социального законодательства, в Дагестане в частности был принят ряд законов в названной сфере:

Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008г. № 64 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Дагестан»;

Закон Республики Дагестан от 13.01.1997г. № 3 «О государственной молодежной политике в Республике Дагестан»;

Закон Республики Дагестан №16 «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан», принят 31 марта 2005 г. (с изменениями от 12 мая 2009 г.) и др.

В то же время до сих пор так и не принят Закон «Об охране труда в Республике Дагестан», потребность в котором очевидна. Несмотря на то, что в республике неоднократно поднимался немаловажный вопрос, связанный непосредственно с процессом поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в республике, а именно - о необходимости принятия республиканского закона об адресной социальной помощи населению, который определил бы группы социально незащищенных слоев граждан, получающих компенсации за повышение тарифов на электроэнергию, этот закон также до сих пор не принят. Тогда как в других субъектах Российской Федерации такие нормативно-правовые акты приняты, в частности, в Ростовской области - Распоряжение Правительства Ростовской области от 21 марта 2012 г. № 77 «Об оказании адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области в марте 2012 г.» и другие.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в экономической структуре рентных и ...

Инновационная политика Российской Федерации
Целью написания курсовой работы является изучение основных направлений инновационной политики России на современном этапе. Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач: · раскрыть сущность взаимосвязи инноваций и экономического роста; · изложить формиров ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru