Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей его реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом их возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом [3, с. 29].
С точки зрения экономической теории планирование является механизмом, который заменяет «невидимую руку рынка». Вопрос о необходимости планирования: на макроуровне решается в рамках различных научных школ по-разному. Есть как приверженцы политики государственного невмешательства в экономику, так и противники.
Противники саморегулирования экономики апеллируют к тому, что существуют не только устойчивый вид равновесия на рынке, но и асимптотически устойчивый, неустойчивый. Кроме того, существует запаздывание реакции рынка (быстрое изменение спроса и медленное - предложения) и влияние неценовых факторов на точку равновесия, поэтому движение к точке равновесия может быть сравнительно долгим, а значит - нерациональным (неэффективным). Планирование в большей мере, чем саморегулирование рынка, позволяет максимально эффективно использовать ограниченность ресурсов.
Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве, а именно [12, с. 17]:
. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.
. Систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, поэтому увеличивается доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.
. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных внешних эффектов экономической деятельности.
. Появление более сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения деятельности и развития интеграционных процессов.
. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обусловливает усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного прогнозирования.
. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения [10, с. 97].
Планирование является свойством большинства целеустремленных систем, под которыми в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения. Планы подразделяют: на комплексные или специализированные на одном из аспектов экономической жизни; перспективные и оперативные; стратегические и тактические. Планирование может быть локальным и глобальным.
К планированию применим макроподход, определяющий общие основы и концепции развития систем с учетом законов и принципов разработки планов в отдельных сферах. В то же время можно говорить о планировании на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. В отдельных случаях планирование на микроуровне уменьшает трансакции (затраты на поиск покупателя или продавца, проведение переговоров и т.д.) [9, с. 67].
В организации планирование выполняет следующие функции [2, с. 121]:
позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы;
помогает подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;
систематизирует возникающие проблемы;
улучшает координацию между подразделениями и службами экономической организации;
увеличивает проходимость информации;
упрощает и систематизирует выполнение функции контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке [16, с. 120].
Конкуренция в Российской Федерации
Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной
экономики. Обыкновенные граждане (так называемые обыватели) с рождения знают о
том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов,
борьбе. Сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным
соперничеством, конку ...
Инфляция и причины возникновения
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет
усилия по проведени ...