Историческая школа - это направление в экономической науке, зародившееся в Германии, предметом изучения которого является история развития национальной экономики. Она представляет собой бунт против классической школы, и не соглашается с их универсальными законами. Экономическое развитие страны, по мнению исторической школы, зависит от её географических условий, исторического развития, национально-культурных традиций, т.е. от черт национального характера. Таким образом, экономическое развитие страны идет по своим собственным законам. Ее представители считают, что движущей силой экономики является человек, фактор - национальность.
Основателем школы является Ф.Лист. Основная работа: «Национальная система политической экономии».
Главной идеей этого произведения является то, что путь к процветанию Германии лежит через национальное объединение и рост промышленности. Ф.Лист осознавал, что на пути реализации этих целей стоит промышленное, торговое и морское господство Англии. Поэтому Ф.Лист настаивал на создании общегерманской протекционистской системы. Хозяйственным идеалом Ф.Лист считал нацию, развивающую все отрасли экономики. Критикуя принцип неограниченной свободы в международной торговле, Лист настаивал на необходимости развития таких отраслей, которые в данный момент не выдержали бы конкуренции с заграницей.
В своем учении о стадиях экономического развития наций Ф.Лист выделил следующие пять ступеней, которые проходят в своем развитии все нации: дикость, пастушеский период, земледельческий, земледельческо-мануфактурный, земледельческо-мануфакутрно-торговый. Страны, находящиеся на первых двух ступенях развития еще не располагают условиями для развития промышленности и могут получать промышленную продукцию для собственного потребления только из-за границы. На этих стадиях Лист считал протекционизм нецелесообразным. На третьей и четвертой стадиях нации делают лишь первые шаги в своем промышленном развитии, которое невозможно без поддержки государства. По Листу в XIX веке на этой стадии находились США и Германия. Последняя пятая ступень, которую Лист считал хозяйственным идеалом, характеризуется наличием развитой отраслевой структуры. Страны, находящиеся на этой стадии своего экономического развития, имеют передовую промышленность и им не страшна конкуренция иностранных товаров. Поэтому на этой стадии также целесообразна свобода торговли.
В своем развитии историческая школа проходит 3 этапа:
.Старая историческая школа: В.Рошер, К.Книс, Б.Гильденбранд.
.Новая историческая школа: Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер.
.Юная историческая школа: В.Зомбарт, М.Вебер.
.Старая историческая школа берет свое начало в 1843г. Когда выходит книга Рошера «Очерки политической экономии с точки зрения исторического метода». Он выделил три этапа развития истории экономики: древний, средневековый и новый, связанных с господством факторов производства: в начале земли (природы), затем труда и наконец капитала. При этом к капиталу Р. относит и квалификацию рабочих. Прибыль определяется им как зарплата предпринимателя за управление трудом.
В книга «Политическая экономия настоящего и будущего» Гильдебранд выделяет 3 стадии экономической истории. В основу классификации взята длина пути, который проходит хозяйство от потребительского до воспроизводимого:
естественное (натуральное) хозяйство с древних времен до начала 12 века. Длина пути не более 1 мили;
денежное (городское) хозяйство до конца 13 века. Длина пути от нескольких до нескольких десятков миль (через рынок);
Инфраструктура рынка в развитых странах и Республике Беларусь
С
переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию,
возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы
свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую
инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям.
...
Инфляционные процессы в Республике Беларусь, их последствия и принимаемые антиинфляционные меры
Инфляция
является неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства, оказывающим неоднозначное
воздействие на экономику. В результате инфляции растет денежная масса.
Некоторый рост денежной массы (до 10% в год) создает стимул для увеличения
объема выпускаемой продукции, ускоряет платежный оборот, способствует
активизац ...