Исторические этапы экономического анализа

Освещая историю становления и развития анализа как науки, следует иметь в виду два фактора: разработку теоретических вопросов науки; их практическое использование. Аналитический процесс, касающийся общественных явлений, процесса производства и обмена, социально-экономического устройства общества, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены скрытым общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы.

Такой наукой стала политическая экономия (экономическая теория), а вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и экономический анализ. История экономической науки уходит в древние века; причем развивалась она почти одновременно во всех странах. Среди мыслителей Древнего востока - Конфуций; Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель; Древнего Рима - Варран, Сенека и др. В средние века появилось само понятие "политэкономия". Этот термин впервые применил француз Антуан Монтекретьен де Ваттевиль в своей книге "Трактат по политической экономии" (1615 г.). Далее развитие политэкономического учения получило в трудах У.Петти, Д.Рикардо, А.Смита, С.Сисмонди и др. Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета и балансоведения. Ведение бухгалтерского учета порождает необходимость контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а главное, для глубокого анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Эти контрольные функции выполняются специальной аудиторской службой, аудит же можно трактовать как анализ финансово-хозяйственного состояния, т.е. финансовый анализ. Анализ хозяйственной деятельности частнокапиталистических предприятий и их монопольных объединений сводился преимущественно к анализу ликвидности баланса, к оценке статей актива и пассива. При этом возникали существенные сложности в связи с тем, что некоторые отрасли промышленности России действовали совместно с иностранным капиталом. Бухгалтерский учет и отчетность велись на таких предприятиях не только по образцам немецких, английских или французских предприятий, но зачастую на иностранных языках. В государственном и кооперативном секторах Царской России анализ хозяйственной деятельности отличался достаточно высоким уровнем развития для того времени, хотя специальной литературы по экономическому анализу не издавалось. Разбору балансов была посвящена особая глава в "Курсе счетоводства" Р.Я. Вейцмана. Некоторые статьи по вопросам анализа баланса, счета прибылей и убытков публиковались в журнале "Счетоводство". После 1917 г. деятельность всех промышленных, торговых, банковских, кооперативных и других предприятий и учреждений была поставлена под рабочий контроль. Отмена коммерческой тайны, обеспечение гласности учета, контроль за хозяйственными процессами и их финансовыми результатами - все это явилось основой для становления экономического анализа. В послевоенные годы экономический анализ не только окончательно сложился в общеметодологическом плане, но и получил достаточно широкое развитие в направлении отраслевой и внутриотраслевой специализации. Кроме того, сложный комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятий различного профиля, органическое сочетание факторов как технико-организационного, так и экономического характера обусловили появление комплексного технико-экономического анализа. В послевоенные годы отмечается дальнейшее развитие экономического анализа. Это выразилось, во-первых, в дифференциации анализа по отраслям народного хозяйства; во-вторых, в углублении анализа деятельности по подразделениям хозрасчетных предприятий; в-третьих, в разработке методик анализа сводных отчетов; в-четвертых, в монографическом исследовании основных проблем экономического анализа и, наконец, в-пятых, в использовании методологии и методики экономического анализа за пределами нашей страны. На современном этапе в условиях динамичности ситуаций как в коммерческой деятельности предприятия, так и во внешней среде, особое значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный и построен на основе ответов по заранее определенной программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий. Ясно, что проведение ситуационного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня. В новых условиях следует ожидать значительного сокращения поступления отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др. Развитие информационной базы анализа на микроуровне будет иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынками услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая. Коммерческая деятельность в нынешних условиях приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех коммерческих служб предприятий, включая маркетинговую. В этих условиях анализ коммерческой деятельности становится важной функцией менеджмента. Умело организовать аналитическую работу на предприятии - значит обеспечить синтез аналитической информации как отдельных функциональных служб, так и служб менеджмента. Все это требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области анализа коммерческой деятельности и коммерческой калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера. Эти требования и определяют сегодня квалификационный уровень менеджера. Не случайно многие высшие учебные заведения России открыли факультеты, готовящие квалифицированных менеджеров. Накоплен небольшой опыт исследования коммерческого риска. Коммерческий риск в условиях рыночной экономики - категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшими потерями можно при условии соблюдения двух непременных условий: во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). При этом решающая роль принадлежит производственным и торговым калькуляциям. Именно она должна превратиться в надежную лоцию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Действующая же практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная "накрутка" цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования; во-вторых, кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса всегда являлось слабым местом нашей экономики. Централизованное планирование, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине "тернистым". Международный подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле "Von der Hand im dem Mund"' ("из рук производителя в рот потребителя"), сплошь и рядом нарушался. Только решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести рыночную экономику на принципиально новый путь развития. Иначе - товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию и "ценовой беспредел". Содержательный и хронологический аспекты процесса управления коммерческой деятельностью позволяют выделить его основные этапы - предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды анализа коммерческой деятельности в соответствии с этими признаками, учитывая, что управление коммерческой деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды анализа вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в "чистом" виде. Вместе с тем понимание методологических особенностей различных видов анализа чрезвычайно важно для организации коммерческой деятельности на предприятии. Таким образом, в современных условиях существенно меняются задачи и функции экономического анализа, что влечет за собой совершенствование его методики и методологии с ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка. Возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как разработанную в теоретическом плане науку. Вместе с тем эта наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику. Перспективы развития экономического анализа в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Что касается перспектив прикладного характера, то анализ постепенно займет ведущее место в системе управления.

Немного больше об экономике сегодня

Инновационный механизм в совершенствовании производства
Современный этап в развитии российской экономике характеризуется интеграцией в мировую инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации предприятий в течение последних лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, мощности которых сравнимы с мощностями ведущих мировых держав. Активное приобретение ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru