Исторические этапы экономического анализа

Освещая историю становления и развития анализа как науки, следует иметь в виду два фактора: разработку теоретических вопросов науки; их практическое использование. Аналитический процесс, касающийся общественных явлений, процесса производства и обмена, социально-экономического устройства общества, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены скрытым общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы.

Такой наукой стала политическая экономия (экономическая теория), а вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и экономический анализ. История экономической науки уходит в древние века; причем развивалась она почти одновременно во всех странах. Среди мыслителей Древнего востока - Конфуций; Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель; Древнего Рима - Варран, Сенека и др. В средние века появилось само понятие "политэкономия". Этот термин впервые применил француз Антуан Монтекретьен де Ваттевиль в своей книге "Трактат по политической экономии" (1615 г.). Далее развитие политэкономического учения получило в трудах У.Петти, Д.Рикардо, А.Смита, С.Сисмонди и др. Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета и балансоведения. Ведение бухгалтерского учета порождает необходимость контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а главное, для глубокого анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Эти контрольные функции выполняются специальной аудиторской службой, аудит же можно трактовать как анализ финансово-хозяйственного состояния, т.е. финансовый анализ. Анализ хозяйственной деятельности частнокапиталистических предприятий и их монопольных объединений сводился преимущественно к анализу ликвидности баланса, к оценке статей актива и пассива. При этом возникали существенные сложности в связи с тем, что некоторые отрасли промышленности России действовали совместно с иностранным капиталом. Бухгалтерский учет и отчетность велись на таких предприятиях не только по образцам немецких, английских или французских предприятий, но зачастую на иностранных языках. В государственном и кооперативном секторах Царской России анализ хозяйственной деятельности отличался достаточно высоким уровнем развития для того времени, хотя специальной литературы по экономическому анализу не издавалось. Разбору балансов была посвящена особая глава в "Курсе счетоводства" Р.Я. Вейцмана. Некоторые статьи по вопросам анализа баланса, счета прибылей и убытков публиковались в журнале "Счетоводство". После 1917 г. деятельность всех промышленных, торговых, банковских, кооперативных и других предприятий и учреждений была поставлена под рабочий контроль. Отмена коммерческой тайны, обеспечение гласности учета, контроль за хозяйственными процессами и их финансовыми результатами - все это явилось основой для становления экономического анализа. В послевоенные годы экономический анализ не только окончательно сложился в общеметодологическом плане, но и получил достаточно широкое развитие в направлении отраслевой и внутриотраслевой специализации. Кроме того, сложный комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятий различного профиля, органическое сочетание факторов как технико-организационного, так и экономического характера обусловили появление комплексного технико-экономического анализа. В послевоенные годы отмечается дальнейшее развитие экономического анализа. Это выразилось, во-первых, в дифференциации анализа по отраслям народного хозяйства; во-вторых, в углублении анализа деятельности по подразделениям хозрасчетных предприятий; в-третьих, в разработке методик анализа сводных отчетов; в-четвертых, в монографическом исследовании основных проблем экономического анализа и, наконец, в-пятых, в использовании методологии и методики экономического анализа за пределами нашей страны. На современном этапе в условиях динамичности ситуаций как в коммерческой деятельности предприятия, так и во внешней среде, особое значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный и построен на основе ответов по заранее определенной программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий. Ясно, что проведение ситуационного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня. В новых условиях следует ожидать значительного сокращения поступления отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др. Развитие информационной базы анализа на микроуровне будет иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынками услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая. Коммерческая деятельность в нынешних условиях приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех коммерческих служб предприятий, включая маркетинговую. В этих условиях анализ коммерческой деятельности становится важной функцией менеджмента. Умело организовать аналитическую работу на предприятии - значит обеспечить синтез аналитической информации как отдельных функциональных служб, так и служб менеджмента. Все это требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области анализа коммерческой деятельности и коммерческой калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера. Эти требования и определяют сегодня квалификационный уровень менеджера. Не случайно многие высшие учебные заведения России открыли факультеты, готовящие квалифицированных менеджеров. Накоплен небольшой опыт исследования коммерческого риска. Коммерческий риск в условиях рыночной экономики - категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшими потерями можно при условии соблюдения двух непременных условий: во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). При этом решающая роль принадлежит производственным и торговым калькуляциям. Именно она должна превратиться в надежную лоцию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Действующая же практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная "накрутка" цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования; во-вторых, кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса всегда являлось слабым местом нашей экономики. Централизованное планирование, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине "тернистым". Международный подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле "Von der Hand im dem Mund"' ("из рук производителя в рот потребителя"), сплошь и рядом нарушался. Только решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести рыночную экономику на принципиально новый путь развития. Иначе - товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию и "ценовой беспредел". Содержательный и хронологический аспекты процесса управления коммерческой деятельностью позволяют выделить его основные этапы - предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды анализа коммерческой деятельности в соответствии с этими признаками, учитывая, что управление коммерческой деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды анализа вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в "чистом" виде. Вместе с тем понимание методологических особенностей различных видов анализа чрезвычайно важно для организации коммерческой деятельности на предприятии. Таким образом, в современных условиях существенно меняются задачи и функции экономического анализа, что влечет за собой совершенствование его методики и методологии с ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка. Возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как разработанную в теоретическом плане науку. Вместе с тем эта наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику. Перспективы развития экономического анализа в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Что касается перспектив прикладного характера, то анализ постепенно займет ведущее место в системе управления.

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция в прошлом и современности
Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди эко ...

Конкурентоспособность украинских предприятий
Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспеч ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru