Длительный путь развития рыночных отношений в разных странах позволяет говорить о том, что его внутренней, неотъемлемой составляющей выступает конкуренция, без которой этот тип экономики немыслим [9, C.518]. Конкуренция как процесс играет в развитии рыночной экономики чрезвычайно важную роль. В условиях беспрепятственного функционирования конкуренция выступает как главная движущая сила развития производительных сил, научно-технического прогресса и повышения общественного благосостояния [13, C.87]. Неотъемлемая часть конкуренции есть борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров [2, C.135]. В научной литературе выделяются три основных подхода к рассмотрению понятия конкуренции:
поведенческий (конкуренция определяется как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные ресурсы, условия производства и сбыта);
структурный (условия конкуренции формируются под влиянием типа рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии);
функциональный (конкуренция выполняет роль гибкого механизма, обеспечивающего быструю реакцию на изменения рынка и тем самым удерживающего баланс спроса и предложения ресурсов, производимых товаров и т.д.) [16, C.110].
Другими словами, ее можно считать действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства, и в этом случае побеждает тот субъект рынка (страна, регион, область, юридическое и физическое лицо), который показал свою конкурентоспособность (к примеру, высокий уровень конкурентоспособности товара, рост спроса на него и т.д.). Можно выделить наиболее важные принципы конкурентоспособности: − принцип поддержки предпринимательства с помощью создания определенных фондов поддержки; − реализация принципа коммерческого партнерства; − поддержка индивидуальной промышленной политики для предприятий, с целью территориальной дифференциации конкурентоспособности регионов, формирования рыночного и инвестиционного климата на основе использования их конкурентных преимуществ; − необходимость предоставления определенных льгот рыночным структурам на основе использования новых актов нормативного регулирования их деятельности; − обеспечение льготного режима в развитии деятельности СЭЗ, внешнеэкономической деятельности, а также реализация принципа законодательного закрепления преферентных условий иностранных инвесторов.
Также необходимо отметить ряд функций, которые выполняет конкуренция в удовлетворении наших потребности:
) обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
) стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
) дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своём);
) давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
) ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, стимулирование снижения цен и повышения качества товаров [2, C.135]. Рыночная конкурентоспособность считается нормальной, когда на рынке данного товара складывается конъюнктура, при которой там, по оценкам экспертов, функционируют:
10 и более фирм;
1 фирма не занимает более31% рынка;
2 фирмы не занимают более44% рынка;
3 фирмы не занимают более54% рынка;
4 фирмы не занимают более63% рынка [12, C.67].
На рынке при равенстве спроса и предложения конкурентные процессы не возникают, задействованные ресурсы находятся в состоянии баланса. В таком состоянии потребительский спрос насыщен, и конкуренции за приобретаемый товар между потребителями не возникает. Продавцы также контролируют свои рыночные доли и не находятся в состоянии конкуренции. Однако, конкуренция может возникнуть в любой момент, например, при попытке передела рынка продавцами или увеличения потребления определённого товара - это означает, что ресурсный баланс уже нарушен и рынок в данный момент не находится в состоянии равновесия [8, C.62]. Соревнуясь, субъекты направляют свои действия на достижение единой цели, схема которой представлена в следующем виде (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель участия в конкуренции
При достижении цели субъекты используют только свой личный ресурс или ресурс системы управления [10, C.32]. Практика показывает, что для достижения победы в этой борьбе требуется особый, рыночный механизм управления, разработка которого предполагает наличие определенной экономико-правовой основы, отвечающей особенностям конкретного этапа социально-экономического развития не только отдельной страны, но и мира в целом. В связи с этим можно подчеркнуть, что, видимо, не случайно в разработанных в последнее время в России программах социально-экономического развития так остро ставятся вопросы о необходимости регулирования имеющейся сложной системы социальных и экономических отношений, а также разработки единых рекомендаций по их совершенствованию. Для наглядности этой общности можно привести упрощенные схемы, которые будут представлены в следующем виде (рисунок 2, 3).
Лизинговый кредит и его значение для финансирования инвестиций в современных условиях хозяйствования»(на материалах Частного унитарного предприятия АСБ Лизинг)
Переход
к рыночной системе хозяйственных отношений обрушил на наших, неискушенных
изобилием форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий,
подходов к ведению дел, уже давно канонизированных в практике западного
бизнеса. В результате этого - частое непонимание, бессмысленное переиначивание
или, нап ...
Калькуляция себестоимости продукции
Понятие калькулирование из-за его многогранности, вызывает большой
интерес ученых и практиков. Отношение к калькулированию как к совокупности
приемов аналитического учета затрат на производство и исчисления себестоимости
продукции, с одной стороны, как к составной части производственного учета с
другой, - свидете ...