Рыночная конкуренция

Длительный путь развития рыночных отношений в разных странах позволяет говорить о том, что его внутренней, неотъемлемой составляющей выступает конкуренция, без которой этот тип экономики немыслим [9, C.518]. Конкуренция как процесс играет в развитии рыночной экономики чрезвычайно важную роль. В условиях беспрепятственного функционирования конкуренция выступает как главная движущая сила развития производительных сил, научно-технического прогресса и повышения общественного благосостояния [13, C.87]. Неотъемлемая часть конкуренции есть борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров [2, C.135]. В научной литературе выделяются три основных подхода к рассмотрению понятия конкуренции:

поведенческий (конкуренция определяется как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные ресурсы, условия производства и сбыта);

структурный (условия конкуренции формируются под влиянием типа рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии);

функциональный (конкуренция выполняет роль гибкого механизма, обеспечивающего быструю реакцию на изменения рынка и тем самым удерживающего баланс спроса и предложения ресурсов, производимых товаров и т.д.) [16, C.110].

Другими словами, ее можно считать действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства, и в этом случае побеждает тот субъект рынка (страна, регион, область, юридическое и физическое лицо), который показал свою конкурентоспособность (к примеру, высокий уровень конкурентоспособности товара, рост спроса на него и т.д.). Можно выделить наиболее важные принципы конкурентоспособности: − принцип поддержки предпринимательства с помощью создания определенных фондов поддержки; − реализация принципа коммерческого партнерства; − поддержка индивидуальной промышленной политики для предприятий, с целью территориальной дифференциации конкурентоспособности регионов, формирования рыночного и инвестиционного климата на основе использования их конкурентных преимуществ; − необходимость предоставления определенных льгот рыночным структурам на основе использования новых актов нормативного регулирования их деятельности; − обеспечение льготного режима в развитии деятельности СЭЗ, внешнеэкономической деятельности, а также реализация принципа законодательного закрепления преферентных условий иностранных инвесторов.

Также необходимо отметить ряд функций, которые выполняет конкуренция в удовлетворении наших потребности:

) обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

) стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

) дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своём);

) давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

) ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, стимулирование снижения цен и повышения качества товаров [2, C.135]. Рыночная конкурентоспособность считается нормальной, когда на рынке данного товара складывается конъюнктура, при которой там, по оценкам экспертов, функционируют:

10 и более фирм;

1 фирма не занимает более31% рынка;

2 фирмы не занимают более44% рынка;

3 фирмы не занимают более54% рынка;

4 фирмы не занимают более63% рынка [12, C.67].

На рынке при равенстве спроса и предложения конкурентные процессы не возникают, задействованные ресурсы находятся в состоянии баланса. В таком состоянии потребительский спрос насыщен, и конкуренции за приобретаемый товар между потребителями не возникает. Продавцы также контролируют свои рыночные доли и не находятся в состоянии конкуренции. Однако, конкуренция может возникнуть в любой момент, например, при попытке передела рынка продавцами или увеличения потребления определённого товара - это означает, что ресурсный баланс уже нарушен и рынок в данный момент не находится в состоянии равновесия [8, C.62]. Соревнуясь, субъекты направляют свои действия на достижение единой цели, схема которой представлена в следующем виде (рисунок 1).

Рисунок 1 - Модель участия в конкуренции

При достижении цели субъекты используют только свой личный ресурс или ресурс системы управления [10, C.32]. Практика показывает, что для достижения победы в этой борьбе требуется особый, рыночный механизм управления, разработка которого предполагает наличие определенной экономико-правовой основы, отвечающей особенностям конкретного этапа социально-экономического развития не только отдельной страны, но и мира в целом. В связи с этим можно подчеркнуть, что, видимо, не случайно в разработанных в последнее время в России программах социально-экономического развития так остро ставятся вопросы о необходимости регулирования имеющейся сложной системы социальных и экономических отношений, а также разработки единых рекомендаций по их совершенствованию. Для наглядности этой общности можно привести упрощенные схемы, которые будут представлены в следующем виде (рисунок 2, 3).

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Исследование рынка российского ипотечного кредитования
В последние годы заметно растет потребность в развитии такого сегмента банковских услуг, как ипотечное кредитование, т.е. выдача кредитов, обеспеченных залогом недвижимости. Данная тема безусловно является актуальной, т.к. объемы выдачи ипотечных кредитов с каждым годом все увеличивается. И это неудивительно, ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru