Анализ состояния институтов инфраструктуры

В условиях системной трансформации белорусской экономики отдельные институты рыночной инфраструктуры уже созданы или находятся в стадии становления (страховые, лизинговые, факторинговые организации, корпоративный рынок ценных бумаг, трастовые компании, венчурные фонды).

Одной из причин недостаточного развития рыночной инфраструктуры является незавершенность нормативной правовой базы инновационно-инвестиционной, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, исходя из требований повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста [15, c.3].

Одним из важных элементов механизма организации оптовой торговли является товарная биржа. Предпосылками возникновения товарных бирж в республике послужили, с одной стороны, разрушение централизованной системы материально-технического снабжения, с другой - увеличение самостоятельности производителей, снижение госзаказа и введение договорных цен.организации и принципах работы бирж прослеживаются два подхода. Первый характеризуется открытостью, ориентацией на все сектора экономики, обеспечением достаточно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Другой подход - создание бирж закрытого типа на основе государственных структур с целью привлечения ресурсов крупных предприятий для решения проблем снабжения [16, c.13].

В Беларуси активно развиваются финансовые институты. Модернизируется система межбанковских расчетов. В последние годы особенно динамично развивался рынок банковских векселей. Функционирует валютно-фондовая биржа. Тем не менее наиболее актуальными проблемами в этой области являются переход к регулированию на основе процентных ставок и гибкой системы резервирования, обеспечение ускоренного роста кредитного портфеля по долгосрочным кредитам, а также необходимость повышения эффективности работы самой банковской системы [15, c.3].

Существующая система институтов финансового посредничества все еще узка и замыкается практически без исключения на обычном банковском секторе, в то время как другие важные компоненты, такие, как пенсионные фонды, специализированные системы накопления и кредитная кооперация, рынок акций и облигаций, гарантийные фирмы, пока не получили своего развития [15, c.3].

В современной рыночной экономике большое влияние имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.

Следует также отметить, что создание инфраструктуры фондового рынка в основном соответствует международным требованиям и включает системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка [17, c.27].

Если рассматривать сегменты фондового рынка, то по-прежнему, наиболее развитым, надежным и ликвидным является рынок государственных ценных бумаг. Увеличение емкости данного рынка стало одной из причин роста годового биржевого оборота государственных краткосрочных (ГКО) и долгосрочных (ГДО) ценных бумаг. Объемы торгов по сравнению с 2001г. возросли на 101% и составили 3 трлн. бел. рублей [18, c.18].

На страховом рынке в Республике Беларусь действуют страховые компании как государственной, так и негосударственной формы собственности. И хотя в Беларуси сложился высокопрофессиональный и достаточно открытый, подконтрольный государству страховой рынок, он пока не может рассматриваться как средство защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков и являться стимулом для расширения предпринимательской деятельности [15, c.3].

В Беларуси сложилась двухуровневая банковская система: Национальный банк - коммерческие банки. Национальный банк регулирует и координирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция и способы борьбы с ней
Главная цель государственного регулирования экономики - достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическ ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Вагонное ремонтное депо Батайск - обособленное структурное подразделение Ростовского филиала ОАО «ВРК-1». Создано 30 матра 2011 г. Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, международными ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru