Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трехлетний период, т.е. до 2011 г.

Выделение трехлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственной денежно-кредитной политики с учетом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трехлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования. Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Однако режим таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредите на определенный срок, а требует системы мер, включающих:

публичное провозглашение плановых показателей инфляции;

заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности; выработку стратегии, опирающейся на новые формы и обладающей большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конечной цели;

повышение ответственности регулирующих органов за достижение плановых показателей.

Но срабатывает этот режим, если условия перевода к нему соблюдены. Такими условиями являются: способность центрального банка проводить независимую денежную политику, предоставление ему свободы в выборе инструментов при достижении установленных плановых темпов инфляции, возможность у управляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оценивать временные лаги денежно-кредитной политики. Поэтому переход к механизмам таргетирования производится не за два-три года, а постепенно, взвешенно, поэтапно, с учетом особенностей экономики страны, связанных с ценами на нефть и соответственным притоком валюты.

В этой связи в денежно-кредитной политике страны предусматривается перенос акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и переход от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса. Выстраивание такого механизма антиинфляционной политики производилось с учетом того, что в экономике страны к 2008 появился набор факторов, стимулирующих рост цен и препятствующих ослаблению инфляционного давления в среднесрочной перспективе.

. На фоне удорожания на мировом рынке нефтепродуктов, ускорился рост их цен внутри страны, что приводит к увеличению издержек производства, а в конечном итоге и потребительских цен. Так, повышение тарифов на газ в 2008 г. оказалось почти в 2 раза выше, чем в 2007 г. (27% против 15%).

. Со стороны издержек проявился масштабный, запланированный на 2008-2011 гг. рост регулируемых государством тарифов, прежде всего на газ и электроэнергию.

. Рост государственных расходов, в том числе и социальных (повышение пенсий, стипендий и др.), стал во многом определять динамику ИПЦ, так как увеличение социальных расходов в наиболь- шей степени влияет на поведение потребительских цен, и в первую очередь на продовольственные товары.

. Продолжающийся на протяжении последних лет ускоренный рост доходов населения без соответствующего увеличения производительности труда, способствовал росту цен на платные услуги (без учета регулируемых государством тарифов).

С января 2008 г. в среднем на 14% возросла стоимость билетов на поезда дальнего следования, на 13% подорожали пригородные перевозки, а тарифы на грузовые железнодорожные перевозки - на 11%1.

. Расширению внутреннего спроса способствовали увеличивающиеся объемы кредитования коммерческими банками, которые по итогам 2007 г. выросли на 52%2.

. Продолжался быстрый рост цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, что приводило к аналогичному росту внутренних цен.

. Из-за нестабильности на мировых рынках Банк России вынужден был в последнее время поддерживать банковский сектор и в 2008 г. задача не допустить бегство депозитов и корпоративных клиентов из банков сохранилась, что ослабляло контроль за инфляцией.

В сложившейся схеме антиинфляционной политики уровень инфляции 2008 г. предполагалось снизить до 7,5-8,5%3. Чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне был создан пакет антиинфляционных мер, воздействующих на монетарные факторы инфляции. Предлагаемые антиинфляционные меры нацеливались на снижение темпов роста потребительских цен в стране и носили как краткосрочный, так и среднесрочный характер. Среднесрочные меры снижения инфляции включали:

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Карл Маркс как институционалист
Хотя институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то время классической школе. Таким научным течением была историческая школа и маркси ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru