С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трехлетний период, т.е. до 2011 г.
Выделение трехлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственной денежно-кредитной политики с учетом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трехлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования. Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Однако режим таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредите на определенный срок, а требует системы мер, включающих:
публичное провозглашение плановых показателей инфляции;
заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности; выработку стратегии, опирающейся на новые формы и обладающей большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конечной цели;
повышение ответственности регулирующих органов за достижение плановых показателей.
Но срабатывает этот режим, если условия перевода к нему соблюдены. Такими условиями являются: способность центрального банка проводить независимую денежную политику, предоставление ему свободы в выборе инструментов при достижении установленных плановых темпов инфляции, возможность у управляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оценивать временные лаги денежно-кредитной политики. Поэтому переход к механизмам таргетирования производится не за два-три года, а постепенно, взвешенно, поэтапно, с учетом особенностей экономики страны, связанных с ценами на нефть и соответственным притоком валюты.
В этой связи в денежно-кредитной политике страны предусматривается перенос акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и переход от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса. Выстраивание такого механизма антиинфляционной политики производилось с учетом того, что в экономике страны к 2008 появился набор факторов, стимулирующих рост цен и препятствующих ослаблению инфляционного давления в среднесрочной перспективе.
. На фоне удорожания на мировом рынке нефтепродуктов, ускорился рост их цен внутри страны, что приводит к увеличению издержек производства, а в конечном итоге и потребительских цен. Так, повышение тарифов на газ в 2008 г. оказалось почти в 2 раза выше, чем в 2007 г. (27% против 15%).
. Со стороны издержек проявился масштабный, запланированный на 2008-2011 гг. рост регулируемых государством тарифов, прежде всего на газ и электроэнергию.
. Рост государственных расходов, в том числе и социальных (повышение пенсий, стипендий и др.), стал во многом определять динамику ИПЦ, так как увеличение социальных расходов в наиболь- шей степени влияет на поведение потребительских цен, и в первую очередь на продовольственные товары.
. Продолжающийся на протяжении последних лет ускоренный рост доходов населения без соответствующего увеличения производительности труда, способствовал росту цен на платные услуги (без учета регулируемых государством тарифов).
С января 2008 г. в среднем на 14% возросла стоимость билетов на поезда дальнего следования, на 13% подорожали пригородные перевозки, а тарифы на грузовые железнодорожные перевозки - на 11%1.
. Расширению внутреннего спроса способствовали увеличивающиеся объемы кредитования коммерческими банками, которые по итогам 2007 г. выросли на 52%2.
. Продолжался быстрый рост цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, что приводило к аналогичному росту внутренних цен.
. Из-за нестабильности на мировых рынках Банк России вынужден был в последнее время поддерживать банковский сектор и в 2008 г. задача не допустить бегство депозитов и корпоративных клиентов из банков сохранилась, что ослабляло контроль за инфляцией.
В сложившейся схеме антиинфляционной политики уровень инфляции 2008 г. предполагалось снизить до 7,5-8,5%3. Чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне был создан пакет антиинфляционных мер, воздействующих на монетарные факторы инфляции. Предлагаемые антиинфляционные меры нацеливались на снижение темпов роста потребительских цен в стране и носили как краткосрочный, так и среднесрочный характер. Среднесрочные меры снижения инфляции включали:
Качество экономического роста в современной отечественной экономике
Представленная работа посвящена теме
"Качество экономического роста в современной, отечественной
экономике". Существенные изменения, которые претерпевает экономический
рост сегодня, позволяет увидеть осуществляемый в настоящее время процесс
перехода к постиндустриальной экономической системе. Все заметн ...
Инфраструктура рынка Республики Беларусь
Процессы
преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает
усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной
рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость
соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и
инфраструктур ...