Произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин;
изобретения;
полезные модели;
селекционные достижения;
секреты производства (ноу-хау);товарные знаки и знаки обслуживания.
В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Нематериальными активами не являются:
расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы);
интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
Данное Положение регламентирует и порядок учета деловой репутации предприятия.
В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО 38) к нематериальным активам относятся: патенты; авторские права; лицензии; интеллектуальная собственность; торговые марки, включая бренды и названия публикаций; кино- и видеофильмы. Гудвилл, созданный самой организацией, в большинстве случаев не признается нематериальным активом, поскольку он не идентифицируется и невозможно достоверно определить его стоимость. [10;86]
Однако существующий подход к оценке интеллектуального капитала как нематериальных активов и деловой репутации фирмы с использованием бухгалтерских отчетов не отражает реалий современной экономики, т.к. интеллектуальный капитал расширяет понятие нематериальных активов, вводя в рассмотрение такие активы, которые не поддаются количественной оценке или не отражаются в стандартах учета. Это нематериальные активы компании, связанные со знаниями работников; порождаемые взаимоотношениями с внешней средой (поставщиками материальных ресурсов и покупателями продукции, регулирующими органами, сюда же относятся купленные лицензии, патенты, права); являющиеся результатами НИОКР и создающие задел по технологическим и техническим инновациям, по инвестиционному развитию; отражающие наличие организационной инфраструктуры (созданные регламенты, документооборот, принципы работы с информацией и т.п.) [16;57].
В связи с тем, что лишь ограниченное число активов попадает в стандарты учета (патенты, лицензии, инвестиции в НИОКР), учеными предпринимаются попытки исправить данное положение. В отечественной практике существуют различные подходы к оценке интеллектуального капитала. Так Селезнев Е.Н. предлагает оценивать интеллектуальный капитал по аналогии с оценкой знаний сотрудников фирмы [13;13]:
= CОР - СМ,
где J - стоимость интеллектуального капитала; CОР - рыночная стоимость всех акций организации; СМ - стоимость материальных активов организации.
Но данная формула имеет два существенных недостатка:
) в этом случае и стоимость интеллектуального капитала включается в стоимость той доли нематериальных активов, которые составляют имущественные права (право на владение землей, право на владение природными ресурсами и др.) и приобретаются организацией при ее создании и в процессе роста материальных активов;
)практически полностью отождествляется интеллектуальный капитал с нематериальными активами организации, поскольку не производится дифференцированной оценки кадрового капитала и маркетинговых активов.
Следовательно, чтобы получить объективную оценку интеллектуального капитала организации необходимо ввести понятие интеллектуальный потенциал организации (Jn),который учитывает все три составляющих интеллектуального капитала (данные для их расчета берутся из бухгалтерского учета):
= KК * (СИС + СМА),
где СИС - рыночная стоимость интеллектуальной собственности организации; СМА - рыночная стоимость маркетинговых активов организации; KК - коэффициент качества кадрового капитала.
Коэффициент качества кадрового капитала определяется как:
К = [CОР - (СМ + CН)]/( СИС + СМА),
где CН - рыночная стоимость той доли нематериальных активов, которую составляют имущественные права (право на пользование землей, ресурсами и другие подобные права). Для непрерывного наращивания интеллектуального потенциала необходимо, чтобы инновационные процессы и освоение новой, более совершенной продукции осуществлялись непрерывно. Ивлиева Н.Н. предлагает свой подход к оценке стоимости деловой репутации организации. Алгоритм метода содержит следующие этапы: [9;75] определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия;
Инфляция и безработица в современной России проблемы и методы регулирования
Одна
из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании
необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста,
повышения качества жизни населения.
Проблема
обеспечения эффективной занятости населения, укрепление ее позиций на рынке
груда имеет в современных условиях ст ...
Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе
характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации
выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к
природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в
экономической структуре рентных и ...