Инновационный вектор развития промышленности Украины

* Составлено поданным статистических сборников "Наукова та інноваційна діяльність в Україні" за соответствующие годы.

Рис. 1. Доля расходов предприятия на инновационную деятельность по численности работников в 2008 г. [4]

Так, наивысшие значения индикаторов инновационной активности демонстрируют предприятия среднетехнологичных отраслей; в частности, в 2011 г. уровень их инновационной активности составлял 47% (табл. 3), что приближается к среднеевропейским показателям; высокотехнологичных отраслей - 26,4%.

К сожалению, из-за ограниченности как количества организаций, так и объемов производства инновационная деятельность в указанных секторах пока не оказывает кардинального влияния на инновационный характер украинской экономики.

Характерной особенностью промышленности Украины является рост доли предприятий низкотехнологичного сектора производства, которые занимались инновационной деятельностью (23% в 2011 г.).

Однако в добывающих секторах, где в течение длительного периода (до кризиса 2008-2009 гг.) наблюдалась благоприятная рыночная конъюнктура, инновационная деятельность поддерживалась на минимальном уровне. Это становится особенно обременительным из-за того, что в 2011 г. на их долю приходилось 28,5% капитальных вложений в промышленности.

Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических стадий внедрения. Подобные явления наблюдаются еще с 2000 г. Это объясняется стремлением в кратчайший срок обновить материально-техническую базу и повысить технологический уровень производства, что, на самом деле, оправдано как самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственного аппарата, так и докризисной экономической ситуацией, которая провоцировала стремление бизнеса к быстрой окупаемости вложенных средств и дестимулировала долгосрочные инвестиции в неовеществленные технологии (исследования и разработки, приобретение патентов и др.).

Так, по данным официальной статистики, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество предприятий, расходовавших средства на инновационную деятельность, выросло более чем на 20%. Объем инновационных расходов в 2011 г. составлял 14,3 млрд. грн. (в 2010 г. - 8 млрд. грн.). Следует отметить, что на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения было направлено почти 3/4 общих инновационных расходов.

На научные исследования и разработки выделено 1,1 млрд. грн., более 70% из которых - на их проведение собственными силами. На другие работы, связанные с созданием и внедрением инноваций, пошло 2,4 млрд. грн., на приобретение новых технологий, необходимых для осуществления технологичных инноваций, - 0,3 млрд. грн. Если в 2010 г. на приобретение машин и оборудования, связанных с внедрением инноваций, приходилось 68,8% всех расходов на инновации (рис. 2), то в 2011 г. - 73,2% (рис. 3).

Рис. 2. Доля расходов предприятий на инновации по направлениям в 2010 г. [5]

Недостаточный уровень активности предприятий в сфере научных исследований и разработок влечет за собой снижение качества инноваций и влияет на весь инновационный цикл, приводит к деградации научно-технологического потенциала промышленности, потере предприятиями самостоятельности в создании нововведений и, как следствие, снижению конкурентоспособности в производстве принципиально новой продукции.

В 2009-2011 гг. инновации внедряли 1692 предприятия (1590 - в 2007-2009 гг.), в том числе новые или усовершенствованные виды товаров - 1184 (1186, соответственно), из которых товары, новые исключительно для рынка Украины, - 317 (378);новые или значительно улучшенные способы производства, доставки продукции - 1195 (1181), в том числе технологические процессы - 1046 (1070); новые или усовершенствованные методы логистики, доставки либо распространения продукции - 176 (219) и новые или усовершенствованные принципы поддержки процессов, таких как система материального обслуживания либо операции по закупкам, учету или расчетам, - 307 (331) предприятий; новые организационные методы в своей деятельности, организации рабочих мест или внешних связей ввели 394 (460) предприятия; испробовали и ввели в свою деятельность новые маркетинговые концепции 387 (456) предприятий.

Рис. 3. Доля расходов предприятий на инновации по направлениям в 2011 г. [5]

В последние годы повышается роль нетехнологических (организационных и маркетинговых) инноваций в усилении эффективности производства. Однако на украинских предприятиях они пока не получили надлежащего распространения, что также ограничивает динамику инновационной активности. Кризисные ситуации побуждают менеджеров и акционеров к организационным инновациям, вынуждая пересматривать прежние управленческие подходы и двигаться в направлении внедрения лучших практик. Компании, которые сумеют осуществить необходимые изменения, скорее всего, окажутся в более выигрышном положении в посткризисный период. Организационные нововведения предполагают внедрение современных методов корпоративного управления, социальной ответственности, совершенствование действующих и применение новых механизмов и форм организации производства и труда. Как правило, это связано с модернизацией стратегий компаний - выходом на новые рынки, слияниями и поглощениями, внедрением международных стандартов в системах менеджмента качества и сертификации продукции и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше об экономике сегодня

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Конкуренция в Российской Федерации
Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. Обыкновенные граждане (так называемые обыватели) с рождения знают о том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов, борьбе. Сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным соперничеством, конку ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru