* Составлено поданным статистических сборников "Наукова та інноваційна діяльність в Україні" за соответствующие годы.
Рис. 1. Доля расходов предприятия на инновационную деятельность по численности работников в 2008 г. [4]
Так, наивысшие значения индикаторов инновационной активности демонстрируют предприятия среднетехнологичных отраслей; в частности, в 2011 г. уровень их инновационной активности составлял 47% (табл. 3), что приближается к среднеевропейским показателям; высокотехнологичных отраслей - 26,4%.
К сожалению, из-за ограниченности как количества организаций, так и объемов производства инновационная деятельность в указанных секторах пока не оказывает кардинального влияния на инновационный характер украинской экономики.
Характерной особенностью промышленности Украины является рост доли предприятий низкотехнологичного сектора производства, которые занимались инновационной деятельностью (23% в 2011 г.).
Однако в добывающих секторах, где в течение длительного периода (до кризиса 2008-2009 гг.) наблюдалась благоприятная рыночная конъюнктура, инновационная деятельность поддерживалась на минимальном уровне. Это становится особенно обременительным из-за того, что в 2011 г. на их долю приходилось 28,5% капитальных вложений в промышленности.
Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических стадий внедрения. Подобные явления наблюдаются еще с 2000 г. Это объясняется стремлением в кратчайший срок обновить материально-техническую базу и повысить технологический уровень производства, что, на самом деле, оправдано как самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственного аппарата, так и докризисной экономической ситуацией, которая провоцировала стремление бизнеса к быстрой окупаемости вложенных средств и дестимулировала долгосрочные инвестиции в неовеществленные технологии (исследования и разработки, приобретение патентов и др.).
Так, по данным официальной статистики, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество предприятий, расходовавших средства на инновационную деятельность, выросло более чем на 20%. Объем инновационных расходов в 2011 г. составлял 14,3 млрд. грн. (в 2010 г. - 8 млрд. грн.). Следует отметить, что на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения было направлено почти 3/4 общих инновационных расходов.
На научные исследования и разработки выделено 1,1 млрд. грн., более 70% из которых - на их проведение собственными силами. На другие работы, связанные с созданием и внедрением инноваций, пошло 2,4 млрд. грн., на приобретение новых технологий, необходимых для осуществления технологичных инноваций, - 0,3 млрд. грн. Если в 2010 г. на приобретение машин и оборудования, связанных с внедрением инноваций, приходилось 68,8% всех расходов на инновации (рис. 2), то в 2011 г. - 73,2% (рис. 3).
Рис. 2. Доля расходов предприятий на инновации по направлениям в 2010 г. [5]
Недостаточный уровень активности предприятий в сфере научных исследований и разработок влечет за собой снижение качества инноваций и влияет на весь инновационный цикл, приводит к деградации научно-технологического потенциала промышленности, потере предприятиями самостоятельности в создании нововведений и, как следствие, снижению конкурентоспособности в производстве принципиально новой продукции.
В 2009-2011 гг. инновации внедряли 1692 предприятия (1590 - в 2007-2009 гг.), в том числе новые или усовершенствованные виды товаров - 1184 (1186, соответственно), из которых товары, новые исключительно для рынка Украины, - 317 (378);новые или значительно улучшенные способы производства, доставки продукции - 1195 (1181), в том числе технологические процессы - 1046 (1070); новые или усовершенствованные методы логистики, доставки либо распространения продукции - 176 (219) и новые или усовершенствованные принципы поддержки процессов, таких как система материального обслуживания либо операции по закупкам, учету или расчетам, - 307 (331) предприятий; новые организационные методы в своей деятельности, организации рабочих мест или внешних связей ввели 394 (460) предприятия; испробовали и ввели в свою деятельность новые маркетинговые концепции 387 (456) предприятий.
Рис. 3. Доля расходов предприятий на инновации по направлениям в 2011 г. [5]
В последние годы повышается роль нетехнологических (организационных и маркетинговых) инноваций в усилении эффективности производства. Однако на украинских предприятиях они пока не получили надлежащего распространения, что также ограничивает динамику инновационной активности. Кризисные ситуации побуждают менеджеров и акционеров к организационным инновациям, вынуждая пересматривать прежние управленческие подходы и двигаться в направлении внедрения лучших практик. Компании, которые сумеют осуществить необходимые изменения, скорее всего, окажутся в более выигрышном положении в посткризисный период. Организационные нововведения предполагают внедрение современных методов корпоративного управления, социальной ответственности, совершенствование действующих и применение новых механизмов и форм организации производства и труда. Как правило, это связано с модернизацией стратегий компаний - выходом на новые рынки, слияниями и поглощениями, внедрением международных стандартов в системах менеджмента качества и сертификации продукции и т. д.
Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема
курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника
рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики».
Современное
товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков
политической экономии и представителей ранней неоклассики.
Товары,
которые еще в ...
Конкуренция в Российской Федерации
Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков рыночной
экономики. Обыкновенные граждане (так называемые обыватели) с рождения знают о
том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов,
борьбе. Сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным
соперничеством, конку ...