Особенности инновационного пути развития Беларуси

В последние 15 лет в Беларуси достаточно четко определена стратегия национальной политики в отношении науки и инноваций как важнейших факторов социально-экономического развития. В условиях государственной самостоятельности, при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсах рост эффективности национальной экономики прогнозируется на основе развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, для поддержания которых в конкурентоспособном состоянии необходим адекватный уровень развития научно-технического потенциала. Задача научно-технического потенциала состоит как в производстве новых знаний, так и в использовании достижений отечественной и мировой науки и технологий. Политика белорусского государства, таким образом, ориентирована на развитие интеллектуальных ресурсов [9].

Имеющиеся в настоящее время в стране научно-технические ресурсы - накопленные знания, научные кадры, материально-техническая база и система финансового обеспечения науки - оцениваются как достаточные стартовые условия для дальнейшего развития, которые существенно зависят от инновационной активности производственной сферы - основного потребителя результатов исследований и разработок. Наука Беларуси остается важным фактором становления экономики страны в условиях переходного периода. С ее непосредственным участием достигается развитие наукоемких отраслей промышленности, наращивание экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, рост качества продукции, научное обеспечение сельского хозяйства, здравоохранения, экологии.

В новых экономических условиях научно-техническая сфера не застыла на старых позициях, она существенно изменилась как по ориентации ученых и специалистов на рыночные механизмы, так и по организации самой научно-технической деятельности. Участие исследовательских коллективов и отдельных ученых в различных конкурсах на выполнение научных и научно-технических программ и проектов дало новые возможности для проявления инициативы, качественного обновления тематики, поисков потенциальных пользователей научной продукции в стране и за рубежом, формирования новых программ и проектов, что свидетельствует о новом качестве в организации исследований.

Подтверждением этому стал переход с 2006 г. на выполнение нового типа программ - государственных комплексных целевых научно-технических программ. Каждая из 11 таких программ направлялась на обеспечение полного инновационного цикла, начиная от фундаментальных научных исследований и заканчивая внедрением научной и научно-технической продукции в производство, и реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь [11].

Республика Беларусь избрала инновационный путь развития, в основе которого - опора на широкое освоение результатов исследований и разработок в производстве. Активизация инновационной деятельности определена одним из приоритетов государства.

Практическим воплощением этих подходов и масштабных целей стало создание в 2005 г. республиканского Парка высоких технологий. В марте 2007 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена и реализована Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В октябре 2009 г. Правительством была утверждена Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010-2012 годы и на период до 2015 года. В ее рамках планировалось создать биотехнологический сектор экономики, включающий ряд новых и модернизированных предприятий. Ожидаемый общий объем реализации продукции и услуг в результате выполнения программы в 2015 году составит 500 млрд рублей, импортозамещение - 150 млн долл. США, экспорт - 60 млн долл. США. Постановлением Правительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. №1566 утверждена Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010-2014 годы и на период до 2020 года. Ее реализация обеспечит концентрацию усилий на создании по отечественным технологиям производств дорогостоящих фармсубстанций (около 1000 долл. США за единицу продукции) и уникальных лекарственных препаратов, производство которых в Республике Беларусь, странах СНГ и ближнего зарубежья в настоящее время отсутствует. Кроме того, НАН Беларуси совместно с Министерством энергетики и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработана и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. №1116 утверждена Государственная программа «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года» [11].

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО СибКрепМаркет
производительность основной фонд затрата В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование механизма финансовой стабильности и ф ...

Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru