Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти

Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики».

Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики.

Товары, которые еще вчера квалифицировались экономистами как однородные, сегодня приобретают все большую дифференциацию: реальную или условную, стимулируя всякий раз большую дисперсию цен. Любой товар (от хлеба до автомобиля) продается в ценовом коридоре, в несколько раз превышающем минимальную стоимость соответствующего блага. Как это отражается на экономике: положительно или отрицательно? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку, с одной стороны, усиление дифференциации, в том числе и по уровню цен, ведет к более полному удовлетворению нужд потребителей, обеспечивает их способность найти для себя такую версию товара, которая позволит наилучшим образом максимизировать собственную полезность при имеющемся доходе; с другой - чрезмерная дифференциация, обосновывая широкий диапазон цен, нарушает пропорции обмена товаров в экономике.

Сегодня экономической банальностью считается факт равенства стоимостей, скажем, "дизайнерского кошелька" и годового бюджета выживания африканской семьи. Почему здесь не срабатывают рыночные регуляторы? Почему экономика направляет ресурсы не на производство тех товаров, дефицит которых критичен, а на создание новых моделей телефонов, компьютеров или улучшенной формулы стирального порошка, которая от предыдущей отличается только более высоким уровнем цены?

Ответ на этот вопрос мы нашли у Г. Задорожного. Он считает, что причина ускоренной дифференциации товаров кроется в стремлении фирм завоевать маркетинговую власть - такую форму реализации экономической власти, главным назначением которой является искажение информации о товаре в пользу выпускающей его фирмы [1]. Речь идет о формировании в сознании покупателей такого представления о товаре, которое, с одной стороны, будет выделять его среди существующих на рынке аналогов, а с другой - убеждать потребителя в крайней необходимости приобрести именно этот товар.

Такая же точка зрения на дифференциацию продукции и у Э. Тоффлера [2], Дж. Гэлбрейта [3, с. 165-176], Р. Шмалензи [4], П. Милгрома [5], Ж.Я. Габжевича и Ж.-Ф. Тиссе [6], которые, формируя теоретико-методологическую базу исследования проблемы сознательной и целенаправленной дифференциации товаров, до сих пор избегали исследования непосредственной взаимосвязи между мерой дифференциации товаров и рыночной властью их производителей.

Если же подчеркивать эту пока еще неявную связь товарной дифференциации с рыночной властью как средством монополизации экономики и нарушения пропорций обмена товаров в пользу носителя рыночной власти, то становятся понятными стремление субъектов хозяйствования к дифференциации и способность такой товарной политики создавать целый ряд экономических диспропорций, что в совокупности с действиями других факторов формирования современной бизнес-среды экономической активности обеспечивают негативные эффекты.

С учетом этого, целью данной работы являются установление взаимосвязи между мерой дифференциации товаров и рыночной властью их производителей, а также разработка методологии измерения последней.

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти

    Немного больше об экономике сегодня

    Инфляция спроса и предложения. Кривая Филлипса
    Исходя из состояния спроса и предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен налицо инфляция спроса. Экономика второй половины ХХ в. характеризуется не только инфляцией спроса. Для современной экономики ...

    Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
    1. Дать общую характеристику предприятия: год создания, организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, вид деятельности, ее масштабы, основные потребители продукции и другие сведения. Примечание: название предприятия в интересах его собственников и руководителей может быть изменено на любое другое ...

    Меню сайта

    Макроэкономический рост

    Сущность и причины экономического роста

    Макроэкономическая политика государства

    Инструменты макроэкономической политики государства

    Корпоративная собственность в России

    Понятие корпоративной собственности как экономической категории

    Концепция бизнеса мехатронной системы

    Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

    Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

    Сущность контрактной формы оплаты труда

    Экономический обзор

    Все материалы

    Все права принадлежат www.econmotion.ru