В современной экономике большое влияние и распространение получили монополии. Основные характеристики монопольного рынка:
отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта;
производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта;
наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств;
товар уникален в том смысле, что нет близких заменителей.
Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).
Рис. 1.2. Равновесие фирмы-монополиста
[6]
Положение равновесия фирмы-монополиста определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводится вертикаль до кривой спроса D. В точке Е1 устанавливается цена, обеспечивающая наибольшую прибыль монополисту. Из графика видно, что монопольная цена Е1> МС и MR, то есть монопольная фирма получает сверхприбыль за счет монопольного положения на рынке. То есть в условиях монополизации потребители получают меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2, а цена возрастет с Р2 до Р1. Это означает, что факторов производства будет вовлекаться меньше и общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери в рамках ∆ ЕЕ1Е2, который получил особое название: потери мертвого груза.
В экономике любого государства существуют благоприятные и неустранимые по целому ряду причин условия для существования монополий:
технологические особенности отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);
максимально высокие невозвратные издержки, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;
наличие избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты.
Существуют следующие виды монополий:
. Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защитой, институтом авторских прав.
. Открытая монополия - фирма, которая на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.
. Экономическая монополия обусловлена экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития (успешное развитие предпринимателей, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке).
. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы. Естественные монополии в отличие от других предприятий рыночной структуры занимают особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и специфическую роль, которую они занимают в экономике. К естественной монополии в экономической теории обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.
Корреляционный анализ в статистических расчетах
Слово “статистика” приходит от латинского слова status
(состояние), которое употреблялось в значении “политическое состояние”.
Большим шагом в развитии статистической науки послужило
применение экономико-математических методов и широкое использование
компьютерной техники в анализе социально-экономических явлен ...
Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей
сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей,
которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации,
а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое
должно все время предпринимать какие-то ...