Монополия и монополистическая конкуренция

В современной экономике большое влияние и распространение получили монополии. Основные характеристики монопольного рынка:

отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта;

производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта;

наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств;

товар уникален в том смысле, что нет близких заменителей.

Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Рис. 1.2. Равновесие фирмы-монополиста

[6]

Положение равновесия фирмы-монополиста определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводится вертикаль до кривой спроса D. В точке Е1 устанавливается цена, обеспечивающая наибольшую прибыль монополисту. Из графика видно, что монопольная цена Е1> МС и MR, то есть монопольная фирма получает сверхприбыль за счет монопольного положения на рынке. То есть в условиях монополизации потребители получают меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2, а цена возрастет с Р2 до Р1. Это означает, что факторов производства будет вовлекаться меньше и общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери в рамках ∆ ЕЕ1Е2, который получил особое название: потери мертвого груза.

В экономике любого государства существуют благоприятные и неустранимые по целому ряду причин условия для существования монополий:

технологические особенности отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

максимально высокие невозвратные издержки, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

наличие избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты.

Существуют следующие виды монополий:

. Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защитой, институтом авторских прав.

. Открытая монополия - фирма, которая на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.

. Экономическая монополия обусловлена экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития (успешное развитие предпринимателей, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке).

. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы. Естественные монополии в отличие от других предприятий рыночной структуры занимают особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и специфическую роль, которую они занимают в экономике. К естественной монополии в экономической теории обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Исследование рынка российского ипотечного кредитования
В последние годы заметно растет потребность в развитии такого сегмента банковских услуг, как ипотечное кредитование, т.е. выдача кредитов, обеспеченных залогом недвижимости. Данная тема безусловно является актуальной, т.к. объемы выдачи ипотечных кредитов с каждым годом все увеличивается. И это неудивительно, ...

Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность. Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или технологического процесса, а также создание нового продукта или технологического процесса, реализуемого ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru