Сегодня мы наблюдаем осознание такой связи субъектами хозяйствования, которые стремятся к максимизации собственной рыночной власти и величины соответствующей ей экономической ренты, ограничивая эффективность обменных процессов в экономике. Именно об этом свидетельствуют динамика активности субъектов хозяйствования в сфере дифференциации товаров и высота исследованных "ценовых шапок". А вот осознания такой связи государственными регуляторами пока не наблюдается. Это не означает, что дифференциация товаров должна быть запрещена. Такая норма не распространяется даже на более антиконкурентные способы формирования рыночной власти, например, повышение уровня рыночной концентрации. Ведь рыночная власть и доминирующее положение субъекта хозяйствования на рынке, в отличие от злоупотреблений таким положением, не являются нарушениями действующего законодательства. В случае с дифференциацией мы имеем еще и встроенный амортизатор отрицательного влияния последней, действие которого проявляется на убывающей ветке параболы выявленной зависимости. Вместо этого государственный контроль и регулирование должны направляться на формирование такой институциональной среды в экономике, которая не будет позволять фирмам задерживаться в точке максимума кривой "дифференциация - рыночная власть". А это предусматривает формирование надлежащей рыночной инфраструктуры, в первую очередь информационной, четкую регламентацию PR-рекламной деятельности, формирование системы финансовых инструментов ограничения спроса на товары с завышенными уровнями "ценовой шапки" и т. д. В таком случае можно будет говорить об оптимизации влияния дифференциации товаров на экономику с сохранением преимуществ, которые она несет потребителю, и ограничением рисков монополизации.
В работе исследовано влияние дифференциации товаров на рыночную власть фирм. На основе микроэкономического анализа теоретических моделей дифференциации, а также эмпирического исследования ценовых отклонений в рамках отдельных товарных групп установлено положительное влияние дифференциации на уровень цен как индикатор рыночной власти фирмы. Выяснено, что сегодня дифференциация товаров является не столько объективным экономическим процессом, сколько целенаправленной стратегией фирм на формирование и эксплуатацию рыночной власти.
Качество и уровень жизни. Социальная политика государства
Актуальность
выбранной темы обуславливается необходимостью проанализировать текущее
положение сферы социальной защиты, а также её уровень развития и адекватность
чаяниям россиян. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов
пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Вагонное ремонтное депо Батайск - обособленное
структурное подразделение Ростовского филиала ОАО «ВРК-1». Создано 30 матра
2011 г.
Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации, международными ...