Рынок не мог бы функционировать, если бы в его экономике, кроме действия закона спроса и предложения, не было конкуренции. В рыночной экономике конкуренция выполняет немало функций:
функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;
функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции);
) функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предусматривает, что: 1) технический прогресс быстро распространяется относительно инновационного производства при помощи конкуренции; 2) предприятия быстро адаптируются к изменяющимся условий, например, к нуждам потребителей (приспособление под давлением конкуренции).
Комплексный экономический анализ деятельности ОАО КМАпроектжилстрой
финансовый средства
Основные средства предприятия - это средства труда, которые многократно
участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на готовую
продукцию по частям по мере износа.
В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы,
касающиеся основных фондов, как техни ...
Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность
темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт
конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие
патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые
производительно используются в целях максимизации прибыли и других
экономическ ...