Коммерческая тайна

Согласно действующему законодательству и принятому 9 июля 2004 года Федеральному Закону Государственной Думой, коммерческая тайна - это конфиденциальная информация, которая позволяет её обладателю при любых обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке услуг, работ и товаров, а также получить иную коммерческую выгоду.

Коммерческая тайна может содержать информацию разного характера - научно-техническая, финансово-экономическая, производственная и любая иная информация, связанная с объектами интеллектуальной собственности. К коммерческой тайне относят информацию, составляющую секреты производства, имеющую потенциальную или действительную ценность для третьих лиц, не имеющих к ней доступ на законном основании, и соответственно в отношении, которой правообладатель вводит режим коммерческой тайны.

В соответствии с введенным режимом коммерческой тайны доступ к информации имеют исключительно круг определённых лиц, ознакомленных с этой информацией, с согласия обладателя, или на ином законном основании, при условии неразглашения и сохранении её конфиденциальности.

В законе о коммерческой тайне прописывается процедура превращения общедоступной информации в коммерческую тайну, а также дальнейшие меры по охране коммерческой тайны. В первую очередь, необходимо определить перечень информации, которую надо засекретить и отразить на бумаге, его утверждают приказом и дают ознакомиться под роспись с определенным кругом лиц или со всей организацией, указывают место хранения носителя и список работников имеющих доступ. Далее обязанности лиц, имеющих доступ, прописываются в должностной инструкции. Во избежание передачи, копирования, и распространения информации внимательно ведется наблюдение за порядком снятия копии и за исполнением порядка уничтожения этой копии.

Коммерческая тайна имеет большую материальную ценность для организации, и единственным уязвимым фактором утечки являются сами работники организации. В соответствии со статистическими данными в большинстве случаев причины разглашения коммерческих секретов, носят различный характер и мотивы, но основными являются:

. Жадность сотрудников, стремление обогатиться любым быстрым способом - 24%

. Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в больших компаниях, пытаясь тем самым проявить себя - 32%

. Слабая система безопасности - 14%

. Желание поделиться опытом работы своего начальника, отдела, фирмы в целом, давать на основе этого советы - 12%

. Отсутствие контроля за использованием информации, снятие копий и своевременным уничтожением - 10%

. Конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством - 8%

Как уже было сказано, коммерческая тайна позволяет организации увеличить свои доходы, сохранить положение на рынке, избежать неоправданных расходов, или получить иную коммерческую выгоду. В случае разглашения служебной коммерческой тайны, владелец в праве привлечь как к полной материальной, так и к дисциплинарной ответственности. В случае дисциплинарной ответственности, работник может быть просто уволен. В случае привлечения сотрудника к материальной ответственности, работник обязан возместить работодателю реальный ущерб, то есть это расходы, благодаря которым владелец производственного секрета должен будет произвести восстановление нарушенного права, с учетом утраты или механического повреждения имущества организации, согласно ст. 238 ТК РФ, п. 7 ст. 243 ТК РФ.

Но на практике основные убытки в основном состоят только из упущенной выгоды, а реальный ущерб чаще всего был равен стоимости бумаги или электронного носителя. В качестве примера приведу ситуацию, когда работник одной организаци, имеющий доступ ко всем документам, включая документы, содержащие коммерческую тайну, передал лицу, представляющие фирму-конкурента конфиденциальные бумаги или скачанную на внешний носитель информацию. В результате фирма, получившая необходимую информацию от работника, вышла на рынок с новым модернизированным продуктом на месяц раньше, а пострадавшая фирма упустила возможность, потеряв при этом потенциальных покупателей, и прибыль на ближайший отчетный период. Единственное на что вправе компания претендовать - это стоимость вынесенной бумаги или внешнего носителя.

Но что если отношения между работником и работодателем уже вышли за рамки трудовых отношений? В этом случае закон рассматривает отношения в качестве гражданско-правового характера.

Несомненно, информацию, которая будет относиться к коммерческой тайне, определяет обладатель, но во избежание незаконности осуществления деятельности, Федеральный Закон определяет перечень информации, которую нельзя отнести к категории коммерческой тайны, в соответствии со ст. 5 №98-ФЗ «Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну». В первую очередь это информация о составе личного имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, и любого иного государственного учреждения, а также информация об использовании ими средств государственного бюджета. Это информация о возможном и фактическом загрязнении окружающей среды, о состоянии противопожарной безопасности, радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и санитарно-эпидемиологической и других факторах, которые могут оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, на безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом. Не может быть засекречена информация о составе сотрудников, условиях труда, о системе оплаты труда, конечно информация об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест. Данные о задолженности по выплате заработной платы сотрудникам работодателем, и другим социальным выплатам. Не может быть скрыта и информация о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений. Информация об условиях конкурсов или аукционов, согласно которым существует возможность приватизации объектов государственной или муниципальной собственности. В общей доступности должна быть информация о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экономике сегодня

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции
В настоящее время существую огромное количество индивидуальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных предприятий и корпораций. Каждая из них имеет свою уникальность перед конкурентом, и именно эта уникальность, эта изюминка, секрет производства никогда не оста ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru