Австрийская школа маржинализма возникла в 1870-х гг.
Для нее характерны следующие методологические подходы:
. Психологизация экономического анализа. На основе субъективного подхода объясняются различные категории экономической теории - цена, спрос, предложение. Все категории экономической науки австрийской школы пытаются вывести из отношения к вещам со стороны хозяйственных субъектов (их предпочтений, ожиданий и познаний).
2. Принципы рационального поведения человека в рыночной экономике. Цель - максимизация личной выгоды (сходство с концепцией экономического человека классической школы)
. Т.к. в центре внимания стоят субъективные оценки, то главным считается анализ производства предметов потребления. Верховенство потребления над производством.
. Принцип редкости. Изначально закладывается положение об ограничении ресурсов.
В маржинализме выделяют два направления:
) кардинализм (субъективная оценка с т.з. количества)
) ординализм (субъективная оценка с т.з. очередности и порядка испльзования)
Основные представители: Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер.
Карл Менгер - ученый-экономист, глава австрийской школы маржинализма. Наиболее известный экономический труд - «Основания политической экономии».
Менгер считает потребности человека началом всех экономических действий. Организм человека должен постоянно приспосабливаться к окружающей среде. Полное приспособление - это «равновесие». Когда чего-то не хватает - равновесие разрушается. Следовательно, возникает потребность его восстановить. Но как? - На это 2 ответа:
через потребление определенных благ
через совершения определенных действий.
Эти блага и действия поступают определенными порциями; получение первых порций еще не удовлетворяет всю потребность, а лишь ослабляет ее интенсивность и по мере порций - она утоляется.
Менгер вводит в эк. теорию понятие «благо» - это то, что удовлетворяет ту или иную потребность человека.
Он делит благо на 2 типа:
) экономическое (ограниченное благо)
) неэкономическое (то благо, количество которого хватает для полного удовлетворения. например, воздух).
Эти блага могут переходить друг в друга.
Менгер делает попытку определить место каждого блага в структуре деятельности человека, получив при этом «шкалу менгера»:
благо 1-го порядка - потребительские товары;
благо 2,3 n-го порядков - благо, которое необходимо для производства блага 1-го порядка (средства производства).
Блага 1-го порядка задают ценность благам более высокого порядка (теория вменения австрийской школы).
Этапы переработки между благами самого высокого порядка и 1-го порядка Менгер назвал «производственным периодом».
Чем больше порядков, тем больше произв. Период.
Увеличение произв. периода ведет к ошибкам, т.к.:
меняется численность и состав потребителей
меняются их запросы, предпочтения, мода и т.п.
Бем-Баверк - один из основоположников австрийской школы экономики. Развивал концепцию (теорию) предельной полезности, исследовал периоды обращения капитала, процент. Основные положения его теории:
) ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи
) основа ценности - наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом
) цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена
) теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда)
) признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал
) процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления
Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш
мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия.
Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем.
И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой
бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...
Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема
курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника
рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики».
Современное
товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков
политической экономии и представителей ранней неоклассики.
Товары,
которые еще в ...