Научно-технический прогресс

История экономики неразрывно связана с историей науки. Накопление научных знаний, материализуемых в технических и технологических нововведениях, периодически требовало внесения масштабных изменений в методы управления хозяйственной деятельностью на предприятиях и в применяемые государством макроэкономические механизмы регулирования. XXI в. вряд ли будет исключением. Неотложным становится постепенное ускорение замены устаревших технологических укладов на основе интенсификации внедрения в производство результатов крупных научных открытий и изобретений. Например, к прорывным направлениям научной и инженерной мысли относится энергетика, появление новых сырьевых источников энергии, способов ее генерации и передачи потребителям. При этом экономический эффект от нововведений в энергообеспечении может быть получен за счет меньших затрат на производство (добычу, обогащение) первичных энергоносителей (сырья); снижения затрат на транспортировку первичных энергоносителей до потребителей и затрат по их хранению; относительного упрощения технологий выработки энергии; удобства аккумулирования энергии, ее передачи на большие расстояния при минимизации потерь; достаточной степени технологической надежности и безопасности объектов энергетики; сокращения затрат на техническое обслуживание генерирующих источников (стационарных и передвижных) в условиях их широкого распространения в промышленном и коммунальном секторах, а также затрат по обслуживанию передающих сетей (устройств).

Прогресс в энергообеспечении может быть дополнен крупными открытиями и изобретениями в сфере энергосбережения. Это усилит общее влияние энергетических нововведений на экономику.

Прорывные научно-технические разработки, конечно, не исчерпываются энергетикой. Повсюду, где трудятся талантливые ученые и исследователи, есть хорошие возможности для успеха. Уже сам факт появления подобных открытий и изобретений в теории, а тем более их практическое использование принципиально изменят условия функционирования как рынков отдельных стратегических товаров (услуг), так и мировой экономики в целом.

Следовательно, готовиться к предстоящим переменам должны не только технические специалисты, но и экономисты. Эту подготовку целесообразно сопровождать прежде всего разработкой механизмов экономического регулирования. Нынешние сложные и недостаточно гибкие механизмы (налоговые, денежно-кредитные, таможенные) к предстоящим научно-техническим преобразованиям не приспособлены.

Обозначим некоторые существенные особенности экономического климата в будущем.

Во-первых, кардинально изменятся подходы к построению налоговой системы и содержание элементной базы многих налогов. Взимание ряда налогов будет прекращено, либо их значимость как источников пополнения бюджета сведется к минимуму, например налога на добавленную стоимость. Общая налоговая нагрузка на предприятия заметно ослабеет. Рационально сокращенный состав обязательных платежей будет определяться в первую очередь необходимостью исполнения гражданами своих конституционных обязанностей. Не исключена возможность некоторого возрастания роли неналоговых доходов государства.

Во-вторых, расширятся технические возможности финансовых институтов (банков, страховых компаний, пенсионных фондов), поле их деятельности и спектр предоставляемых услуг. Такие факторы, как оперативность, гибкость, специализация, эффективность операционных расходов и качество клиентской базы во многом определят результаты работы на рынках услуг. Дополнительную значимость в деятельности центральных банков приобретут функции обеспечения стабильной работы платежно-расчетных систем и надзорная функция, ужесточатся подходы к оценке надежности и качества работы финансовых институтов, а также повысятся стандартные требования по отношению к их отчетности. Уровень учетной ставки заметно понизится.

В-третьих, преобразуются подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности. Фискальная функция регулирования отойдет на второй план, а на первый выдвинутся функции количественного учета и качественного контроля при строгом соблюдении требований экономической безопасности. В свою очередь, будут уточняться критерии и пороговые значения состояния народного хозяйства, отвечающие условиям экономической безопасности. Расширится набор протекционистских мер для поддержания внутреннего производства наукоемких товаров. Особым направлением деятельности уполномоченных государственных органов будет контроль за финансово-хозяйственными операциями в системе электронной коммерции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция сущность, причины и социально-экономические последствия
На протяжении XX века инфляция стала нормой, обязательным атрибутом функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор. Инфляцию следует считать ...

Максимизация дохода и минимизация издержек производства на примере ООО ТД Губернский
Одним из главных показателей развития в стране нормальных рыночных отношений является состояние рынка недвижимости в целом и его отдельных секторов в частности. Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной экономике, так как недвижимость - важнейшая часть национального богатства, на ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru