Влияния экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений

За время почти 20-летней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее сбалансированных нормативных баз в этой сфере среди стран СНГ.

Вместе с тем динамичное развитие лизинговых операций в нашей стране началось лишь в 2002-2003 годах. До этого времени лизинг в большинстве случаев использовался отечественными предприятиями скорее не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной сферой применения лизинга в развитых странах), а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости необоротных активов. С 2003 по 2008 год вместе с относительной стабилизацией экономики Беларуси ситуация на рынке лизинговых услуг начала выравниваться, а объемы лизинговых операций - расти. Так, в 2003 году доля лизинга в инвестициях в основные фонды впервые превысила 4% (4,32% в 2003 году по сравнению с 2,27% в 2000 году), а в 2008 году взяла рубеж в 6,5%. В денежном эквиваленте объем рынка лизинга в 2008 году составил 2335,9 млрд. руб. (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 - Объем рынка лизинговых услуг 2004-2009 гг

Как видно, наибольший прирост объема рынка лизинговых услуг произошел в 2007-2008 годах. Услуга лизинга была востребована потребителями в связи с необходимостью роста производственных мощностей, обусловленных, в свою очередь, ростом потребительского рынка. Однако в 2009 году вследствие мирового финансового и кредитного кризиса существенно сократились объемы имущества, предоставляемого в лизинг. Сокращение потребления на внутренних и внешних рынках привело к дестабилизации многих предприятий. Компании свернули планы развития. Объемы спроса на лизинговые услуги резко снизились.

При анализе количественных данных становится очевидным, что падение рынка лизинговых услуг в Беларуси было значительно меньшим, чем в России, но большим, чем в странах Европейского союза. Это связано с тем, что белорусский рынок лизинга более инертен относительно России и стран ЕС. Он рос меньше, чем российский рынок, поэтому медленнее сокращался во время кризиса.

К концу 2010 года на белорусском рынке значительно усилилась концентрация.

С одной стороны, расширилась конкурентная среда, а с другой - появились явные лидеры рынка, объемы операций которых существенно опережают среднерыночные значения.

В последние годы наблюдается постепенный отказ белорусских банков от активного участия в лизинговых проектах в качестве лизингодателя. Так, если в начале 2000-х годов банки занимали более 60% рынка лизинговых услуг по объему переданного в лизинг имущества, то к 2009 году их доля сократилась до 23,4%. Лизинговые компании стали предоставлять услуги более качественного уровня и иногда быстрее, чем банковские учреждения страны.

Практически все лизинговые компании Беларуси являются универсальными, то есть по заявке клиента могут поставить на условиях лизинга оборудование или недвижимость любого вида. Однако почти половина из исследованных в рамках рейтинга 2010 года компаний имеют в своих портфелях долю одного вида объектов лизинга более 70%.

Финансовый кризис во многом изменил подход лизинговых компаний к ведению бизнеса. Вслед за оживлением экономической активности предприятий в 2010 году на частично опустевшем рынке лизинга произошла перегруппировка сил. Появились новые специализированные участники рынка лизинга; имели место слияния, ребрендинг.

Обновленные компании предложили рынку новые, более высокие, стандарты оказания услуг. Так, если до начала 2010 года основными конкурентными преимуществами лизинговых компаний считались процентные ставки, предлагаемые лизингодателями, а также наличие источников стабильного финансирования, то на начало 2011 года, когда на рынке в избытке имелись денежные средства, на первое место выходят качество работы и скорость.

Кроме того, появляются новые высококонкурентные предложения в виде ярковыраженных лизинговых продуктов. Предлагаются быстрые по скорости лизинговые продукты, простые предложения, доступные для предпринимателей и малоизвестных брендов. В таких продуктах основное внимание уделяется качеству производимых операций, в основу положены европейские стандарты качества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше об экономике сегодня

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
1. Дать общую характеристику предприятия: год создания, организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность, вид деятельности, ее масштабы, основные потребители продукции и другие сведения. Примечание: название предприятия в интересах его собственников и руководителей может быть изменено на любое другое ...

Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru