К сожалению, в Беларуси не так много возможностей и финансовых средств, как в развитых странах. И нашей стране придется пройти через серию болезненных реформ и преобразований.
Между тем в кризис всегда рождается что-то новое. Поэтому, возможно, рынок отечественного лизинга усовершенствуется. Давление внешних факторов на нашу страну будет усиливаться. Единое экономическое пространство станет толчком к развитию экспортного лизинга, однако ужесточит конкуренцию на международном уровне, что заставит лизинговые компании действовать более гибко и мобильно.
Рост лизинга в Республике Беларусь замедляет низкий уровень финансового менеджмента большинства предприятий, а также неразвитость самой лизинговой инфраструктуры, причины которой, в свою очередь, обусловлены национальными особенностями рынка заимствований.
год показал, насколько благополучие лизинговой отрасли зависит от состояния финансового рынка. В значительной мере лизинг является индикатором инвестиционной привлекательности страны.
Это заметно по изменениям в структуре источников финансирования. В 2010 году 81,2% из них для лизинговых операций составляли заемные средства, из которых 95% - кредиты банков. Сложившаяся в 2011 году стоимость кредитных ресурсов в 58-60% годовых при неустойчивом курсе доллара не способствует развитию лизинга в стране. Считается, что за срок действия договора лизинга предмет лизинга должен окупиться и принести плановую прибыль, как лизингодателю, так и лизингополучателю. На данный момент в экономике Республики Беларусь нет ни одной отрасли, в которой могли бы окупиться и принести прибыль инвестиции со столь высокой стоимостью.
Тем не менее, есть ряд положительных прогнозов. Например, прогнозируемое снижение ставки рефинансирования приведет к уменьшению ставок по лизингу, что активирует отложенный спрос, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса как наиболее чувствительного к рыночным изменениям.
Хотя некоторые виды лизинга позволяют даже сейчас получать прибыль. В частности, в 2012 году на рынке ожидается увеличение спроса на лизинг грузового и легкового автотранспорта. Повышению интереса способствуют изменения в законодательстве в части регулирования налога на добавленную стоимость по автотранспорту (отмена льгот по НДС для юридических лиц). По этой причине приобретение автомобиля через механизм лизинга стало более выгодным, чем с помощью банковского кредита.
Уже сейчас со стороны крупных предприятий наблюдается повышенный спрос на дорогостоящее высокотехнологичное оборудование. Но получить такого клиента могут только крупные операторы и дочерние организации банков.
Помимо того, ожидается активизация спроса на производственное оборудование со стороны экспортоориентированных предприятий, а также железнодорожных и автомобильных перевозчиков, финансовое состояние и специфика работы которых позволяет им функционировать в условиях высоких рублевых процентных ставок. Впрочем, опираясь только на ресурсы белорусских банков, удовлетворить запросы крупных потребителей довольно проблематично. Поэтому одна из основных задач для профильных компаний на будущее - привлечение иностранных инвестиций.
Положительное влияние на рынок лизинга окажут также изменение в налоговой системе в части возможности отнесения капиталовложений на затраты и высокие процентные ставки по кредитам.
В странах Западной Европы большую популярность получил лизинг недвижимости, однако применительно к Республике Беларусь следует отметить, что договоры с объектами недвижимости лизинга носят лишь эпизодический характер.
Однако, что касается объектов недвижимости, то при их приобретении лизинг имеет ряд экономических преимуществ по сравнению с кредитованием. При кредите затраты по обслуживанию долга ложатся на увеличение стоимости и, соответственно, налоговые платежи от стоимости объекта выплачиваются на протяжении всего срока кредита с возрастающей цифрой. При лизинге же все происходит с точностью до наоборот: проценты складываются на затраты, и ускоренная амортизация уменьшает стоимость объекта за счет снижения налогов. К тому же лизинговая схема позволяет не замораживать деньги на этапе строительства (например, при долевом строительстве). Достаточно уплатить лишь первоначальный взнос в пределах 10-30%.
Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей
сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей,
которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации,
а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое
должно все время предпринимать какие-то ...
Концепция человеческого капитала и инвестиции в человеческий капитал
Развитие
информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях
нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план
в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день
представляет одну из составляющих производственных активов предприятия. Он
п ...