Инфляция спроса - это функциональный тип инфляции, которая характеризуется ростом уровня совокупных рыночных цен вследствие роста денежного спроса на товары и услуги совокупного потребителя (совокупного покупателя) и его соответствующего «отрыва» от объемов совокупного предложения.[11].
По Дж. М. Кейнсу, теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из необходимости управлении совокупным спросом. Согласно этой концепции, «спрос создает денежную массу». Проводя анализ доходов и расходов экономических субъектов (государства, предпринимателей, трудящихся), этот исследователь доказал, что стимулирование увеличения спроса со стороны государства и предпринимателей влечет за собой рост производства и занятости.
Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса, таким образом, приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства (госзаказы) или за счет повышения спроса в предпринимательской среде (расширение инвестиционных вложений).
Инфляция спроса может проявляться в двух формах:
) подавленная, или скрытая;
) открытая инфляция спроса.
Они различаются не потому, что вызываются разными причинами (причины одинаковые), а потому, что обесценение денег выражается по-разному в зависимости от условий ценообразования.
Подавленная (скрытая) инфляция характерна (разумеется, при наличии причин) для условий директивного [от англ. direct - прямой] ценообразования, когда цены устанавливаются не в результате свободной игры рыночных сил, а в административном порядке. Такое централизованное ценообразование не позволяет повышаться ценам одновременно с обесценением денег до тех пор, пока соответствующий орган не примет решение об их изменении. Следовательно, между обесценением денег и повышением цен отсутствует синхронность, что порождает товарный дефицит. Товарный дефицит является прямым выражением скрытой инфляции спроса. Она потому так и называется, что проявляется, не открыто - в росте цен, а замаскировано - в появлении и углублении товарного дефицита. Он обусловлен тем, что в условиях обесценения денег не сопровождается адекватным увеличением цен. С одной стороны, потребители стремятся в этой ситуации избавиться от денег, покупая реально (не номинально) подешевевшие товары, зачастую сметая их с прилавков, а, с другой стороны, поставщики, наблюдая такое поведение покупателей, стремятся придержать реализацию товаров до решения о повышении цен на них, поскольку их стимулы сбыта фактически снижаются при отставании роста цен от удешевления денег. Именно это происходило в нашей стране до так называемой либерализации цен в 1991 г. и особенно в январе 1992 г., т. е. пока преобладало директивное ценообразование. В последние годы до развала СССР и сразу после этого товарный дефицит и соответствующая ему спекуляция [от лат. speculatio - высматривание] приобрели тотальный характер именно вследствие подавленной инфляции спроса, которая достигла головокружительных масштабов в результате необузданного популизма перестроечного периода.
Открытая инфляция спроса характерна (конечно, при существовании причин) для условий свободного ценообразования или, по меньшей мере, доминирования свободного ценообразования. Она называется открытой потому, что очевидна для всех, проявляется в росте цен в соответствии с падением покупательной способности денег. У нас она развертывалась по мере ликвидации директивного ценообразования и получила умопомрачительные масштабы особенно с 2 января 1992 г., когда либерализация цен стала почти неограниченной, а причины обесценивания денег действовали практически все и во всю свою мощь.[7].
Рост объемов совокупного спроса обусловливается такими факторами: ростом ценности материальных активов (недвижимости, имущества и т.п.) вследствие снижения уровня рыночных цен на определенные группы товаров. В литературе этот фактор определяют как положительный эффект богатства (эффект имущества, материальных активов и т.п.). Он, в отличие от отрицательного (негативного) эффекта богатства, заключается не в обесценивании имущества, а в увеличении его фактической стоимости в случае изменения цен на некоторые продукты или ресурсы;
ростом ценности финансовых активов (денег, денежных вкладов в банках, ценных бумаг) в связи со снижением цен на отдельные группы товаров. Этот фактор определяют как положительный эффект финансовых активов. Он заключается в росте ценности финансовых активов, что повышает покупательную способность совокупного потребителя;
Инновации и их влияние на динамику развития экономики
На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается
максимально возможная способность национальной экономики производить товары и
услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и
потребления, качество товаров и услуг во всех с ...
Инновации и их роль в экономике
Новое
знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его
важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности
для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба
научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории
по-ра ...