Основное значение термина «новая экономика» еще полностью не сформировалось. Самый распространенный подход - рассмотрение понятия «новая экономика» как непосредственной основы информационной эпохи. Согласно данной версии «новая экономика» воспроизводит отрасли народного хозяйства, где производятся компьютерное и коммуникационное оборудование и их программное обеспечение, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная на сети Интернет. Также вся предпринимательская деятельность, в той или иной степени использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии отнесена к «новой экономике».
Основной признак новой экономики - инновационность как качественная характеристика и форма основных системообразующих экономических отношений. Новая экономика характеризуется инновациями, увеличением роли нематериальных активов, научных исследований и разработок в экономических отношениях.
В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:
знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;
все большую независимость от труда получает производство;
роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.
Новая экономика - это в первую очередь экономика, которая основана на знаниях, в которой интеллектуальный капитал, вместе с промышленным и финансовым капиталом, определяет механизмы новой экономики. К числу основных ее составляющих можно отнести следующие:
существенное увеличение доли и роли интеллектуальных услуг в валовом общественном продукте. При этом измерение самого общественного продукта включает в себя все больше нематериальных показателей («индексы счастья» и т. п.) уровня экономического развития;
участие нематериальных факторов (бренд, гудвилл, организационный капитал, корпоративная социальная ответственность и т. д.) в механизме капитализации стоимости компании, в формировании ценообразования на производимые продукты;
опережающий рост затрат, связанный с обработкой информационных ресурсов, по сравнению с затратами на физическое изготовление товаров;
интернационализация производства, торговли, финансов, потребления, НИОКР и др.;
финансовизация мировой экономики;
сетевые формы производства, торговли, потребления, организации и управления, сетевой характер выстраиваемых общественных структур, их растущий антропоструктурный элемент.
Стоит отметить, что новая экономика представляет собой более широкое, емкое понятие, чем «экономика, основанная на знаниях» («экономика знаний»), отождествляемая с преобладающей (возрастающей) долей интеллектуальных услуг в ВВП. Новая экономика - это качественно новое явление. Она предполагает появление новых предметов и средств труда, которые в качестве эффективных производительных сил приведут к новому, более эффективному (экономически, экологически, социально) производству, нацеленному на все более полное раскрытие потенциала человека, его личности, талантов. «Экономика знаний» является существенной частью новой экономики, во многом определяющей современный этап ее развития и понимания, но не стоит отождествлять два этих понятия.
Важнейший фактор, способствующий появлению новой экономики, а также определяющий ее сущность - это многообразная инновационная деятельность по всей цепочке воспроизводственного процесса, организации, управления, маркетинга. Новая экономика представляет собой производство инновационных продуктов и услуг как ключевых составляющих воспроизводственного процесса. При этом ключевым фактором становится возникновение рыночного спроса на инновации.
Карл Маркс как институционалист
Хотя
институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных
Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы
европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то
время классической школе.
Таким
научным течением была историческая школа и маркси ...
Конкурентоспособность украинских предприятий
Конкурентоспособность
предприятия - это способность предприятия производить конкурентоспособную
продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и
производственный потенциал.
Под
конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и
стоимостных характеристик, которая обеспеч ...