Измерением новой экономики являются не объемы производства, валовые показатели (несмотря на то, что на начальных этапах ее формирования они все еще играют свою важную роль), а показатели, отражающие разного рода инновации, качественные сдвиги, новшества, причем во все возрастающей степени в области нематериальных благ. Нематериальные активы широко используются в нынешней экономике (бренды, гудвилл, товарные знаки и др.), для вызревающей новой экономики будет все более характерен рост их значимости.
В новой экономике центральным среди других форм капитала становится интеллектуальный капитал. В своей монографии Салихов Б.В. выделил интеллектуальную экономику - сферу человеческой деятельности, в рамках которой создаются интеллектуальные жизненные блага на основе использования воспроизводимых факторов производства и, прежде всего, интеллектуального капитала. Словосочетание «интеллектуальные жизненные блага» заключает в себе множество создаваемых и предполагаемых к созданию ценностей, потребление которых на деле обеспечивает прирост материального и духовного благосостояния личности, общества и мирового сообщества.
Инновационность становится не только качественной характеристикой, признаком новой экономики, но и формой основных системообразующих экономических отношений данного типа. Новая экономика предстает как система, в которой реализуются не только инкрементальные, но и взрывные инновации. Это не инновации традиционной экономики, которые появляются не столь регулярно и их распространение носит эволюционный характер (паровая машина, дизель, электродвигатель), сохраняя на многие десятки лет монополию для их изобретателей, обогащая коммерсантов, реализующих эти инновации.
Скорость распространения новых технологий в развитых странах мира в 2 - 3 раза выше в настоящее время, чем 10 - 15 лет назад. Между появлением нового образца и его своением проходит 3 - 4 года, и 1 - 2 года требуется для того, чтобы технология превратилась в экспортный актив .
В новой экономике происходит формирование открытого рынка интеллектуальной собственности (с международной системой охраны прав собственности). В основе этого рынка новой экономики должны лежать следующие предпосылки и условия:
интенсивное распространение креативных знаний между субъектами инновационной деятельности;
информация, которая не вписывается в бизнес-модель компании и является для нее избыточной или непрофильной и используется недостаточно;
отсутствие средств на коммерциализацию запатентованных разработок;
риск потери или устаревание разработок, идей (ноу хау), которыми в данный момент владеет компания.
Новая экономика, как экономика открытых инноваций, предполагает формирование открытых бизнес-моделей. Открытая бизнес-модель - это взаимовыгодный обмен организациями результатами НИОКР, технологиями на высококонкурентном рынке, доступ на который получают те страны, которые имеют собственную зрелую национальную инновационную систему и ведут какие-либо научные исследования, работы.
Инфляция в прошлом и современности
Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими
ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель
государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и
по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и
разногласия среди эко ...
Инновационный механизм в совершенствовании производства
Современный
этап в развитии российской экономике характеризуется интеграцией в мировую
инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации предприятий в течение последних
лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, мощности
которых сравнимы с мощностями ведущих мировых держав. Активное приобретение ...