Опыт и тенденции совершенствования институтов экономической политики в России

В сфере экономической политики и законодательства приоритетными направлениями совместных усилий государства и делового сообщества должны стать следующие. Создание условий для справедливой и эффективной конкуренции. С этой точки зрения необходимы: разработка принципов и самое главное - действенного механизма эффективной антимонопольной политики; разработка конкретного прозрачного механизма обеспечения равного, открытого и конкурентного доступа к государственным заказам и иным бюджетным ресурсам всех субъектов хозяйствования; нормативное и реальное обеспечение равного доступа к ресурсам кредитно-финансовых институтов, совершенствование компенсационных механизмов; создание четкого механизма взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом через нормальное функционирование центров кооперации и субконтрактации. Обеспечение прав собственности через расширение прав собственности на землю и недвижимость, упрощение регистрации этих прав; защиту интеллектуальной собственности; защиту прав кредиторов. Противодействие коррупции путем совершенствования антикоррупционного регулирования и повышения действенности правоприменительной практики; совершенствования нормативной базы, обеспечивающей прозрачность работы государственных и муниципальных органов.

Для дебюрократизации экономики необходимо обеспечить разработку и внедрение механизмов снижения барьеров выхода на рынок (упрощение регистрации, минимизация списка видов деятельности, требующих лицензирования, упорядочение контрольно-надзорной деятельности контролирующих органов и др.); обеспечение юридического и фактического равноправия налоговых органов и налогоплательщиков.

Представляется, что механизмы дебюрократизации и деблокирования административных барьеров, предусмотренные в Основных направлениях социально - экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, окажутся действенными при решительной и последовательной деятельности государства по противодействию "барьерным" коррупционным интересам части государственных чиновников и аффилированных коммерческих структур, что потребует анализа институциональных характеристик, выгод и потерь от предлагаемых к введению нормативно-законодательных актов с целью устранения негативных рецидивов "барьерного регулирования". В целях ограничения произвола чиновников необходимо повысить профессиональные качества государственных и муниципальных служащих; разграничить функции, уточнить области компетенции и уменьшить сферы действия личного усмотрения служащего; упорядочить процедуры взаимодействия чиновников с представителями малого и среднего бизнеса; усилить внутренний и внешний общественный контроль за деятельностью государственных служащих; перейти к конкурсному подбору и ротации кадров чиновников с неформальной аттестацией по результативности их деятельности и отсутствию рекламаций.

В рамках правительственной среднесрочной программы экономического развития страны Министерство экономического развития РФ в качестве главного индикатора, определяющего успешность предпринимаемых усилий правительства, установило удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) за период 2004-2014 гг., сделав ставку на повышение конкурентоспособности государственных институтов и бизнеса, и выстроило три направления преобразований: повышение качества социальных функций государства путем реформирования образования и здравоохранения; административная и институциональная реформы; максимально полный вывод экономического сектора из государственного регулирования, то есть дальнейшая приватизация российских предприятий.

Анализ имеющегося опыта формирования государственных целевых программ развития экономического потенциала страны демонстрирует в значительной мере их декларативность и несопряженность с экономическими реалиями.

Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России: конъюнктурная политика; политика экономического роста; структурная политика; региональная политика; политика занятости; антиинфляционная политика; инвестиционная политика; социальная политика. Все эти направления пересекаются, а иногда и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты. Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса. Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности. Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше об экономике сегодня

Кредитно-банковская система РБ
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования на ...

Инфляция и методы ее регулирования в Российской Федерации
Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru