Совершенствование формальных и неформальных институтов экономической политики

Для повышения конкурентоспособности экономической системы и ее модернизации требуется изменения ряда структур: институциональных, структурных, инновационных, кадровых и др. Особое внимание необходимо уделить проблемам формирования институциональной среды экономики, а также государственного воздействия на формирование этой институциональной среды. Это входит в схему организационно-институционального развития, которое подразумевает объединение, упорядочение, координацию, разработку программ действий по эффективному использованию совокупности устойчивых формальных и неформальных правил и норм, взаимосвязей и взаимодействий, содержащих условия поведения и ограничения экономической деятельности.

Подверженные воздействиям извне институты, базируются на исполнении законодательства. Структура институциональной среды состоит из следующих сегментов (Рис.5).

Основным признаком формального института является кодификация. Это те законы и нормы, которые нашли свое отражение в нормативно- правовой базе, а также учреждения и структуры, действующие в соответствии с жестко зафиксированными нормами.

Рис. 5 Структура институциональной среды

Формальные институты несут управленческую и контрольную нагрузку, которая регулируется определенными правилами. Формальные институты содержат в себе механизм принуждения к исполнению кодифицированных норм и правил. Нарушение их вызывает целый ряд последствий, причем наказание тоже жестко регламентировано. Они часто создаются чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами у одних может иметь негативный эффект у других. Общественные институты, исполняющие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях часто оказывались безуспешными.

Формальными институтами регулируются земельные отношения, отношения в сфере недвижимости, обеспечение кадрами и многое другое. Формальными институтами являются также общественные и частные организации, действующие по кодифицированным правилам. Характерными чертами данного сегмента институциональной структуры является наличие внутренних связей между объектами и иерархичность. В странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, связи между формальными институтами не всегда отчетливо выражены, что приводит к созданию административных барьеров.

Совершенствование формальных институтов заключается в укрепление таких вертикальных и горизонтальных связей в целях обеспечения единства правового поля и расширения возможностей инвестировать капиталы, создавать производства и находить рабочие места, привлекать трудовые ресурсы. Для обеспечения четкой работы формальных институтов необходимо не только воздействие государства, но и усилия региональных властей. В задачу формальных институтов входит определение целей развития региона, создание и исполнение стратегических решений, установление формальных межрегиональных связей, подготовка трудовых резервов и т.д. Формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических и юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития.

В отличие от формальных институтов, неформальные могут действовать вне официальной нормативно-правовой системы. Основная отличительная их черта - отсутствие кодификации. Эти нормы и правила нигде не записаны, однако они отражают целый ряд норм социального поведения. Именно неформальные институты нередко придают регионам своеобразие, которое в конечном итоге превращается в конкурентные преимущества. К таким институтам относятся, например, обычаи, традиции, принятая в обществе система ценностей - то есть то, что не зафиксировано в документах, но, тем не менее, оказывается не менее действенным, нежели институты формальные. Инструменты и механизмы этого сектора институциональной среды не закреплены никакими законами или письменными уложениями, как не определены кодексами и нарушения неформальных норм. Отличительной чертой неформальных институтов является то, что они не насаждаются сверху, население непосредственно участвует в их формировании. Неформальные институты, как и формальные, несут управленческую и контрольную нагрузку.

В целом же для образования системы неформальных институтов характерны те же черты, что и для формирования институциональной среды вообще. Современный неформальный сегмент в странах, переживших решительные экономические и политические реформы, создавался в условиях распада старых норм и правил при неполной их ликвидации. Период преобразований характеризуется в первую очередь изменениями системы ценностей, исчезновением прежних социальных групп и образованием новых, реформированием отношений между ними, переселением народов из других регионов на свои исконные территории, которые к тому моменту могли быть уже заняты другими народами.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это наука, изучающая экономические показатели работы предприятия, в их комплексном развитии в целях выявления внутрипроизводственных резервов. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целог ...

Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономическ ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru