Совершенствование формальных и неформальных институтов экономической политики

Государство участвует в создании неформальных институтов опосредованно, через политику в сферах культуры и образования. Основным условием реализации такой возможности является долговременное, многогранное и научно обоснованное планирование социально-экономического развития страны и регионов. Неформальные институты не содержат кодифицированного механизма принуждения и наказания, что не уменьшает их эффективность.

Важным сегментом институциональной среды является участие общества в законотворчестве. Законотворчество как процесс представляет собой многогранный процесс, совокупность действий, охватывающих как зарождение идеи законопроекта и его подготовку, так и прохождение в парламенте государства законопроекта, превращение его в закон после подписания и обнародования главой государства или региона. Участников всего комплекса соответствующих процедур довольно много. Данный сегмент содержит признаки как формальных, так и неформальных институтов. К качествам, объединяющим его с формальными институтами, касается законодательство, то есть кодификация норм и правил. Заниматься же законотворчеством может любой гражданин или общественная организация, не обличенные формальными полномочиями, что, в свою очередь, придает данному сегменту сходство с неформальными институтами. Это позволяет создавать такие законы, которые учитывали бы интересы всех граждан. Это касается норм землепользования и застройки, прав собственности и ряда других проблем, затрагивающих интересы различных слоев общества.

Главной проблемой развития данного сегмента институциональной среды является то, что доступными для граждан и общества в целом нередко являются уже разработанные и принятые решения. На более ранних этапах, при определении стратегий и разработке концепций регионального развития, общество, как правило, остается пассивным и начинает действовать только в тот момент, когда оказываются ущемлены интересы конкретных социальных групп, что ведет к усилению социальной напряженности и дестабилизации обстановки в регионе. Для того чтобы этого не происходило, необходимо обеспечить активное участие граждан в обсуждении стратегически важных решений. Данный процесс предполагает взаимодействие органов власти и граждан. В задачу властей входит обеспечение гражданам возможностей участия в обсуждении концепций и стратегий. В свою очередь, от граждан требуется активность и компетентность.

Действенность институциональных изменений зависит от того, в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике. В России образовался существенный разрыв между формальными (законами) и неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса и широких слоев населения, т.е. в правовом нигилизме. Такая ситуация значительно осложняет формирование новых институтов, в том числе необходимых для развития инновационной экономики.

Нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом, включая повышение качества самих законодательных норм и обеспечение максимального их исполнения. Необходимые направления такой деятельности будут включать следующие мероприятия (Табл.5).

Таблица 6

Направления по совершенствованию формальных и неформальных институтов

Характеристика

Первое направление

Обеспечение координации, согласованности норм любого разрабатываемого законодательства с другими уже принятыми законодательными и иными правовыми актами

Второе направление

предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, которые более всего питают правовой нигилизм, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти

Третье направление

обеспечение общественной поддержки вводимых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив

Четвертое направление

осуществление мониторинга функционирования вновь вводимого института после принятия соответствующего законодательства, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экономике сегодня

Корпоративный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности труда на современных предприятиях
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес. Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с ...

Механизмы экономического управления предприятием
В разработку программного обеспечения следует вкладывать немалые усилия, так как именно правильно разработанное ПО определяет эффективность производства предприятия. Программное обеспечение также используется на всех компьютерах предприятия, так что без него процесс функционирования предприятия невозможен. Важн ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru