Роль и значение взаимодействия институтов и экономической политики

Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. Совокупность институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу экономической системы общества.

При этом существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: политические институты сохраняют стабильность; для успешного осуществления реформ необходимо изменение институциональной системы; модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным; в долгосрочной перспективе экономический рост требует разработки законов и правил; неформальные ограничения иногда могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабильных законах.

Прослеживая динамику социально-экономических преобразований в России можно выделить три основных этапа формирования нового институционализма. На первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма централизованно управляемой экономики. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве. На втором этапе были сделаны попытки создания институтов макроэкономического регулирования. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто экономическими средствами. Основное направление третьего этапа связано с микроуровнем. На данном этапе в качестве целевой сферы здесь выступает корпоративное управление. Имеющиеся сейчас в экономике институционные механизмы пока еще недостаточно эффективны.

В условиях современного рыночного потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России. Центральным моментом стратегии институциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и проводить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.

Антагонизм между институтами государства и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его положение в административно-командной системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.

Признание того факта, что в современной России противоречие между частным и общим интересом на уровне экономических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет понимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других - нет. Общественная форма проявления такого феномена состоит в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему препятствию, которое так или иначе следует обойти.

Однако такое противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.

Традиционное противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены на четыре группы.

Рис. 6 Законы необходимые для реализации экономической политики

К первой группе относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; законодательство о банкротстве и приватизации, о залоге, гарантиях и других способах обеспечения обязательств; законодательство о функционировании рынка недвижимости, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Главной целью в рыночной экономике является достижение равновесия совокупно спроса и совокупного предложения. Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. Все перемены в экономике страны можно, так или иначе, ...

Комплексный экономико-статистический экспресс-анализ технико-экономических ресурсов предприятия
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономико-статистический экспресс-анализ ресурсов предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана. Предметом экономическо ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru