Второй ценностный императив - вертикальное административное управление. Так, эксперты отмечают, что в инновационной системе Беларуси «основное внимание уделяется, прежде всего, административным и институциональным аспектам деятельности НИС, а не укреплению взаимосвязей между ее различными подсистемами (предпринимательство, наука, образование, инфраструктура)». В результате т.н. «вертикального подхода» инновационная система оказалась перегруженной институтами, программами и законами по вертикали и нежизнеспособной по горизонтали. Между тем, успешность инновационного развития зависит в первую очередь от эффективности и динамичности горизонтальных связей между субъектами науки, образования и производства. Рассмотрим это на самобытном белорусском примере. Научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные) у нас в основном выполняются институтами Национальной академии наук (90% и 70% соответственно). Научно-конструкторские разработки выполняются организациями системы министерства промышленности. В качестве заказчиков инновационного продукта в основном выступают крупные государственные предприятия. Однако координация работ и коммуникация осуществляется не между самими этими субъектом (по горизонтали), а по линии отраслей и ведомств (по вертикали). Аналогичная ситуация с финансированием: отбор заинтересованных сторон и выделение ресурсов осуществляется не по ключевым проблемам инновационной деятельности и наиболее эффективным направлениям их решения, а по принципу ведомственной принадлежности.
Это приводит к ряду негативных следствий. Во-первых, ключевые подсистемы инновационной системы - наука и промышленность - оказываются разобщёнными: научно-исследовательские работы не отражают запросы промышленности, а получаемые за них вознаграждения не зависят от степени удовлетворения таких запросов. Во-вторых, в условиях запрета на горизонтальные формы самоорганизации и тотального вертикального контроля умирает дух предприимчивости и инициативы, являющийся главным мотором инноваций. Показательны в этом плане наблюдения экспертов: молодые люди Беларуси не рассматривают предпринимательство как перспективную карьеру, а доля малых и средних предприятий в ВВП составляет лишь 11,4%, из которых лишь 280 инновационных (около 0,6% от общего количества занятых на малых предприятиях со статусом юридического лица). В-третьих, административный ресурс, будучи не в состоянии заменить экономические мотивации и индивидуальную инициативу, приводит к бюрократической имитации инноваций (по данным экспертов, в 2009 году по 1200 действовавшим проектам предоставлялись 68 000 отчетов по 17 показателям или в среднем по 5600 отчётов на 1 проект).
Третий императив - планирование линейного развития. Административная вертикаль, помимо страха перед неуправляемой инициативой снизу, объясняется непоколебимой верой в а) линейность развития социально-экономических процессов и б) неизбежность целерационального и планомерного управления ими. Как показывает опыт, руководствуясь такими принципами, можно управлять экономикой десятилетиями. Однако с течением времени становится очевидно снижение качества развития. Между тем, инновативная экономика сориентирована как раз на качественный скачёк, выводящий экономику на принципиально новый уровень развития и в новое качественное измерение. Этот скачёк имеет рационально непредсказуемый характер: показательно, что на сегодняшний день в мире нет стандарта нанотехнологий и нанопродуктов. Именно поэтому запланировать инновации и тем более планомерно управлять ими невозможно. Как отмечают эксперты, инновации - это свойство системы, а не её цель. В такой ситуации государство может лишь создать благоприятные условия, значительно повышающие вероятность появления инноваций: благоприятная деловая среда, пространство свободы для самореализации предприниимчивых и инициативных индивидов, и, что особенно важно - право на риск (финансовый, управленческий, деловой). И это как раз то, с чем у нас большие проблемы. В Беларуси система государственной инновационной политики предполагает планомерное линейное развитие, сметающее на своём пути индивидов, предписывающее крупным государственным предприятиям инновации как цель существования и обязывающее их к максимальному устранению рисков [10].
Информационная безопасность в экономике
Информационная безопасность предприятия - это
компонент системы управления в современных условиях экономики. Может быть
определена как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым
аспектам, связанным с защитой информации предприятия.
Целью исследования является анализ защиты
информации в ОО ...
Инновационная политика современной России
Цель курсовой работы исследования по теме
«Инновационная политика современной России» заключается в разработке понятия
«инновационная политика» для ситуации современной России. С точки зрения
«политика» это не понятие, а действие. Под политикой можно понимать средство
реализации стратегии, воплощение в жизнь прио ...