Актуальность темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Сумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации, увеличивающие совокупность знаний, т.е. все то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность.
Интеллектуальный капитал зачастую имеет для компании намного большее стратегическое значение, чем ее материальные и финансовые активы. Поэтому чрезвычайно большое значение приобретает умение правильно оценивать, развивать и эффективно использовать состояние интеллектуального капитала предприятий, являющегося не только основным ресурсом современного производства, но и важнейшим компонентом, определяющим рыночную стоимость современной компании. Поскольку на сегодняшний день не существует единого метода количественной оценки интеллектуального капитала, стоит рассмотреть несколько подходов к его оценке.
Степень разработанности проблемы. Для российской науки проблема формирования и развития интеллектуального капитала является недостаточно разработанной по сравнению с зарубежной. В научных работах Э. Брукинга, Т. Бьюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и Сиднея Дж. Уинтешт, А. Сливотски, Д. Моррисона и др. уделено большое внимание определению и исследованию экономической сущности интеллектуального капитала. Их идеи получили развитие в разработках Л.С. Шаховской, Б.Б. Леонтьева, В.Л. Иноземцева, С.А. Ленской, в которых приводятся определения, сущности и структуры интеллектуального капитала. Точки зрения Б.Б. Леонтьева и В.Л. Иноземцева, базирующиеся на определении, сформулированном Л. Эдвинсоном, очень близки. А.Н. Козырев совместно с коллегами центрального экономико-математического института Академии наук РФ исследовали комплексную оценку интеллектуального капитала бизнеса, опираясь на зарубежный опыт. Т. Стюарт предложил принципы и интегральные показатели оценки интеллектуального капитала, Д. Тобин, лауреат Нобелевской премии в области экономики, предложил показатель интеллектуального капитала, так называемый коэффициент Тобина - отношение рыночной стоимости к стоимости его замены, т.е. реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов), К. Макконнелл и С.Брю большое внимание уделяли инвестициям в интеллектуальный капитал и их отличительным особенностям от других видов инвестиций. Э. Брукинг, исследуя структуру интеллектуального капитала, предлагает включать в его состав наиболее ценные компоненты предприятий третьего тысячелетия (квалификация работников, брэнд, передовые технологии, корпоративная культура), рассматривая поэтапно процесс управления ими, включая процедуры планирования и аудита.
Обзор имеющейся научной литературы, особенно отечественной, показал, что на сегодняшний день не существует единства взглядов в отношении теоретического и методического обоснования влияния интеллектуального капитала на конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, что и предопределило постановку данной проблемы.
Цель исследования: рассмотреть интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия.
Объект исследования:
интеллектуальный капитал.
Предмет исследования:
свойства интеллектуального капитала.
Задачи исследования:
. Рассмотреть понятие и структуру интеллектуального капитала.
. Изучить роль интеллектуального капитала в деятельности предприятия.
. Рассмотреть измерение интеллектуального капитала.
Практическая значимость курсовой работы: результаты работы могут использоваться на семинарских занятиях, выступлениях, докладах и т.д.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, глоссарий, приложение.
ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Индексы в региональном товарообороте
Товарооборот
представляет собой процесс купли-продажи, в основе которого лежит переход
права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Важной задачей
экономической статистики в этой области является определение товарооборота как
объекта статистического исследования, а значит, определение его пред ...
Инфляция спроса и предложения. Кривая Филлипса
Исходя из состояния спроса и
предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по
отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением
цен налицо инфляция спроса. Экономика второй половины ХХ в. характеризуется не
только инфляцией спроса. Для современной экономики ...