Инфраструктура рыночной экономики: сущность, функции и элементы

Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка [1, c.83-86].

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями [2, c. 119].

Рис 1- Инфраструктура рынка

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

Выставки - публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны или многих стран, задача которых представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода времени путем публичного соревнования производителей и массового привлечения потребителей, а также содействия их развитию.

Ярмарки - места периодических съездов торговцев и привоза товара главным образом для оптового торга.

Основными отличительными признаками различия между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками являются масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущий выставкам.

Типы ярмарок и выставок:

· общие ярмарки, выставки, смотры;

· отраслевые ярмарки, выставки;

· главные торговые ярмарки;

· более мелкие промышленные и торговые ярмарки;

· сольные выставки, их еще называют «тематическими»;

· выставки какой-либо одной фирмы или компании.

Торговый дом - крупное оптово-розничное предприятие, действующее на внутреннем рынке, имеющее разветвленную сеть розничных магазинов, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.

По организационно-правовой форме торговый дом - акционерное общество, создаваемое на добровольных началах заинтересованными предприятиями и организациями различных форм собственности и направлений деятельности для:

♦ организации эффективного производства, переработки и сбыта по рыночным ценам продукции - промышленных товаров;

♦ ресурсного обеспечения;

♦ снабжения городского и сельского населения продуктами питания и товарами народного потребления.

Аукцион - продажа с публичного торга в установленное время и в заранее назначенном месте каких-либо товаров или имущества, заблаговременно выставленных для осмотра. Продаваемые товары или имущество достаются покупателю, предложившему самую высокую цену.

Принудительные аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с неплательщика, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции
В настоящее время существую огромное количество индивидуальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных предприятий и корпораций. Каждая из них имеет свою уникальность перед конкурентом, и именно эта уникальность, эта изюминка, секрет производства никогда не оста ...

Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономическ ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru