Функции инфраструктуры рынка следующие:
· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
· организационное оформление рыночных отношений;
· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка [1, c.83-86].
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями [2, c. 119].
Рис 1- Инфраструктура рынка
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
Выставки - публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны или многих стран, задача которых представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода времени путем публичного соревнования производителей и массового привлечения потребителей, а также содействия их развитию.
Ярмарки - места периодических съездов торговцев и привоза товара главным образом для оптового торга.
Основными отличительными признаками различия между торгово-промышленными выставками и торговыми ярмарками-выставками являются масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущий выставкам.
Типы ярмарок и выставок:
· общие ярмарки, выставки, смотры;
· отраслевые ярмарки, выставки;
· главные торговые ярмарки;
· более мелкие промышленные и торговые ярмарки;
· сольные выставки, их еще называют «тематическими»;
· выставки какой-либо одной фирмы или компании.
Торговый дом - крупное оптово-розничное предприятие, действующее на внутреннем рынке, имеющее разветвленную сеть розничных магазинов, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.
По организационно-правовой форме торговый дом - акционерное общество, создаваемое на добровольных началах заинтересованными предприятиями и организациями различных форм собственности и направлений деятельности для:
♦ организации эффективного производства, переработки и сбыта по рыночным ценам продукции - промышленных товаров;
♦ ресурсного обеспечения;
♦ снабжения городского и сельского населения продуктами питания и товарами народного потребления.
Аукцион - продажа с публичного торга в установленное время и в заранее назначенном месте каких-либо товаров или имущества, заблаговременно выставленных для осмотра. Продаваемые товары или имущество достаются покупателю, предложившему самую высокую цену.
Принудительные аукционы проводятся судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов с неплательщика, а также различными государственными и частными организациями для реализации конфискованных грузов, заложенного и невыкупленного в срок имущества, невостребованных и неоплаченных товаров и т. д.
Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции
В настоящее время существую огромное количество
индивидуальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью,
акционерных обществ, производственных предприятий и корпораций. Каждая из них
имеет свою уникальность перед конкурентом, и именно эта уникальность, эта
изюминка, секрет производства никогда не оста ...
Интеллектуальный капитал как основной ресурс современного предприятия
Актуальность
темы. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт
конкретных людей (человеческие авуары) нематериальные активы, включающие
патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые
производительно используются в целях максимизации прибыли и других
экономическ ...