Анализ инфляционных процессов в Беларуси в 1991-2004гг. позволяет выделить пять этапов, различающихся природой и динамикой:
· 1991 г. - первое полугодие 1992 г.: скрытая инфляция спроса, существовавшая в административно-командной системе, переходит к ползучей, а от нее - к галопирующей инфляции.
· Второе полугодие 1992-1994 г.: открытая инфляция спроса со второго полугодия 1993 г. в значительной мере замещается инфляцией предложения, включающей в себя «импортируемую» инфляцию; галопирующая инфляция сменяется гиперинфляцией.
· 1995-1997 гг.: одновременно развивается инфляция спроса и предложения, имеются элементы скрытой инфляции, галопирующая инфляция в отдельные месяцы опускается до ползучей.
· 1998-2000 гг.: сохраняется одновременное протекание инфляции спроса и предложения, особое влияние на рост инфляции предложения оказывает «импортируемая» инфляция, связанная с российским финансовым кризисом 1998г., продолжается существование открытой и скрытой инфляции; по уровню инфляция повышается до галопирующей.
· 2001-2004 гг.: инфляция спроса сохраняется, однако превалирующей становится инфляция предложения, значительную роль в сохранении которой играет «импортируемая» инфляция; наблюдается неуклонное снижение темпов галопирующей инфляции с видимыми перспективами перехода ее в ползучую [13].
Либерализацию экономических отношений, и в частности либерализацию ценообразования, следует рассматривать как фактор, ограничивающий рост цен. При правильном и продуманном использовании рыночных инструментов, создании условий для здоровой конкуренции цены потребительского рынка будут сдерживаться путем вовлечения новых субъектов экономических отношений в сферу производства и реализации потребительских товаров и услуг.
Либерализация ценообразования предполагает два основных направления развития. Первое направление связано с быстрым и резким переходом на новый уровень цен, что влечет существенный рост инфляции в стране, усиление ценовых диспропорций, снижение реальных доходов населения. Именно по такому сценарию проходил процесс либерализации ценообразования в 1992-1994 гг., когда среднемесячный рост цен на потребительском рынке составлял 26-30%, что привело к значительному снижению уровня жизни населения Беларуси. Шоковый вариант либерализации, как правило, вынужденный, неподготовленный, обусловленный отсутствием или неразвитостью рыночных инструментов и механизмов, несоответствием законодательных норм реальным экономическим процессам.
Второй вариант либерализации предполагает плавный, постепенный переход к свободному ценообразованию по мере осуществления рыночных реформ, выработки концептуальных подходов, общих принципов построения системы ценообразования в стране. В данном случае либерализация проходит в несколько этапов, заключающихся в снятии различных барьеров и ограничений при формировании цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продукцию, предназначенную на экспорт, товаров и услуг на потребительском рынке. Именно в таком направлении проходил процесс ценовой либерализации в стране начиная с 2000 г. Тем не менее приоритет в проведении ценовой политики государства принадлежал прямому (административному) регулированию. Рыночные методы формирования и регулирования цен во многих сферах не применялись в полной мере, поскольку не было достаточной нормативно-правовой базы, или, говоря по-другому, не были установлены «правила игры» (институциональная среда), формирования и регулирования цен рыночными инструментами.
Начиная с 2008 г. был отменен ряд основополагающих, с точки зрения административного регулирования, документов - «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» (сентябрь 2008 г.) и «Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов» (март 2011 г.), достаточно жестко регламентировавшие формирование оптовых и розничных цен и тарифов на потребительском рынке страны. Таким образом, к 2011 г. появились предпосылки перехода к новому этапу либерализации, что и было закреплено в институциональном плане принятием двух документов - Директивы Президента РБ №4 [9] и Указа Президента РБ №72 [8]. В частности, Директивой Президента РБ №4 от 31.12.2010 г. в ценовой сфере предусматривается снижение уровня административного ценового регулирования. Это, в свою очередь, связано с переходом к рыночным механизмам ценообразования, исключением вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отменой различного рода ограничений в оптовой и розничной торговле.
Также прогрессивным, с точки зрения совершенствования правового поля ценообразования и проведения ценовой политики, является принятый в начале 2011 г. Указ Президента РБ №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Указ предусматривает сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.
Комплексный экономический анализ деятельности ОАО КМАпроектжилстрой
финансовый средства
Основные средства предприятия - это средства труда, которые многократно
участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на готовую
продукцию по частям по мере износа.
В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы,
касающиеся основных фондов, как техни ...
Комплексный экономический анализ деятельности предприятия
Тема данной курсовой работы - комплексный экономический
анализ деятельности предприятия.
Для современной рыночной экономики характерна усиливающаяся
нестабильность внешней среды. События становятся все более непривычными и
непредсказуемыми. Это значит, что деятельность предприятия должна изучаться как
система. ...